Распечатать

Hosted by uCoz

Работа посвящена актуальным социальным проблемам для постсоветских государств, рассмотрение которых в настоящее время является одной их первостепенных и приоритетных задач стоящих перед каждый уважающим себя гражданином и человеком в частности.

Работа подготовлена студентом ВУЗа Санкт-Петербурга Стариковой И. А. за что ей отдельная благодарность:)

.-- 

 

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................. 3

ГЛАВА 1. Детская беспризорность в современной России............................................... 5

1.1. Современная ситуация в Российской Федерации........................................................ 5

1.2. Причины беспризорности............................................................................................... 8

 ГЛАВА 2. Пути решения проблемы.................................................................................... 12

2.1. Пути решения проблемы и выхода из риска............................................................... 12

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................... 18

СНОСКИ................................................................................................................................ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................................... 22


 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема беспризорности и безнадзорности детей заслуживает самого серьезного и глубокого разговора, в котором должны принять непосредственное участие все заинтересованные стороны: законодатели, представители органов исполнительной власти, социальные работники, деятели науки и культуры, профсоюзного и общественного движения.

Это необычайно острые, сверхактуальные проблемы ставит перед нами время, жизнь, которой мы живем, действительность, которая нас окружает. Без преувеличения, эти проблемы вызывают огромный интерес и обеспокоенность в обществе.

Проблема беспризорности является одной из наиболее важных в настоящее время, поэтому в своей работе я хочу рассмотреть причины, которые приводят к этой проблеме, а также возможные пути решения.

 Произнося, слово "беспризорник" какой образ возникает у нас пред глазами? Для большинства людей беспризорник это ребенок, не умытый, очень плохо одетый, который спит где-нибудь на лавочке, в вагоне метро. Этот образ, к сожалению, становится все более часто и часто встречаемым в нашей повседневной жизни.

Какие чувства мы испытываем, когда видим таких детей? Давайте зададим себе этот вопрос. Оказывается, что чувства, которые мы испытываем, очень разные. Это и чувство жалости, и чувство обиды, что в нашей стране этот феномен приобретает все более массовый характер. Это и грусть оттого, что детство данного конкретного ребенка протекает в таких условиях. Но возникают и другие чувства. Мы видим, что люди очень часто равнодушно и спокойно проходят мимо этих детей. Мы видим, что в вагоне метрополитена люди отсаживаются от этого ребенка, потому что от него, как и от взрослого бомжа, плохо пахнет. Мы видим, что возникает серьезная социально-психологическая проблема проблема терпимости, толерантности общества к присутствию рядом в повседневной жизни этих детей.

И эта проблема толерантности, проблема отсутствия личной ответственности каждого, конечно, является самой главной социально-психологической проблемой, когда мы обращаемся к этому контингенту.

Изменение общественного устройства в нашей стране разрушило основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшило положение детей и возможности семьи и государства по их жизнеобеспечению и развитию, привело к отторжению детей из неблагополучных семей к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. Результатом этого стали безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних. Отторжение значительной части молодого поколения из сферы внимания семьи требует усилий и заботы со стороны общества и государства.

Опасность беспризорности видится в том, что такая среда способствует формированию личности, неприспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставленной самой себе, выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем значительная часть молодого поколения совершает преступления и будет считать это нормой и в своей дальнейшей жизни. Нахождение подростка длительное время в беспризорной криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь.


 

ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

1.1. Современная ситуация в Российской Федерации

 

На протяжении 90-х годов уличные дети стали заметным явлением во многих российских городах. Лишенные родительского надзора, бродящие по улицам в поисках пропитания и развлечений, они вызывают острую тревогу в обществе. В газетных публикациях и околонаучных изданиях появляются пугающие данные о количестве таких детей (называются цифры от одного до пяти миллионов, при общем числе детей в России около 37 миллионов). В действительности же не существует надежных данных о количестве уличных детей в России (тем более что нет единого мнения о том, каких детей считать уличными).

В первую очередь необходимо определиться с понятиями. Термин уличные дети не абсолютно синонимичен понятию беспризорные дети. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999г. №120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

       безнадзорный это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и/или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

       беспризорный это безнадзорный, не имеющий места жительства и/или места пребывания;

       несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

По определению, закрепленному в Конституции европейской сети по работе с уличными детьми (ENSCW), уличные дети (беспризорники) это дети, подростки в возрасте до 18 лет, которые, не имея или даже имея семью, значительную часть времени проводят на улице, живут на улице, и на образ жизни которых улица оказывает основополагающее влияние.

В 20-е годы прошлого столетия газета Комсомольская правда писала: Детская беспризорность наследие прошлого, усиленная империалистической и гражданской войной, интервенцией, голодом. Публиковались и статистические материалы. В то время в Российской Федерации насчитывалось около 200 тысяч беспризорников, ночевавших в подвалах и на чердаках домов. Кроме того, еще около 250 тысяч ребят находились в детдомах и сиротских приютах. Сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве беспризорных. Даже государственной статистики о количестве беспризорных детей на сегодняшний день не имеется. Существенно различаются экспертные оценки масштабов беспризорности. Одни специалисты оценивают число беспризорных (бездомных) детей, а другие общее число беспризорных и безнадзорных детей (контроль за которыми отсутствует из-за ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию).

Максимальная оценка дана Комитетом Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны от 2 до 5 млн беспризорников, минимальная Министерством образования Российской Федерации от 100 до 500 тыс. безнадзорных и беспризорных детей. Согласно оценкам Минтруда России, в стране около 1 млн безнадзорных детей.

Человеческий потенциал представляет собой главное богатство любого государства. Особую тревогу вызывают статистические данные о демографической ситуации в стране. С 1992 года соотношение между уровнем рождаемости и уровнем смертности остается отрицательным, что ведет к заметной убыли населения. На начало 2001 года численность населения России составляла 144,8 млн человек. За год оно уменьшилось на 740,1 тыс. человек. При этом показатель рождаемости сегодня составляет лишь половину того, который необходим для замены поколения родителей. За прошедшие 9 лет Россия потеряла приблизительно 3,5 млн жителей. При имеющейся тенденции страна потеряет еще до 12 млн. Согласно подсчетам экспертов ООН, население России к 2055 году сократится до 121 млн человек.

Сохранение существующей динамики естественного воспроизводства населения грозит депопуляцией, старением населения, уменьшением доли граждан молодых возрастов. Это может явиться причиной серьезных политических и социальных последствий. На этом фоне сохранение имеющегося человеческого потенциала, как главного богатства России, приобретает особую значимость для экономического, политического, культурного и духовно-нравственного развития России.

Поэтому детская беспризорность и безнадзорность рассматриваются как показатели состояния национальной безопасности России. Распространение указанных социальных явлений содержит в себе очевидную угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, снижает производительность труда, подрывает нравственные устои общества. Следует констатировать, что в последние годы резко обострилась криминальная ситуация в подростковой среде. Так, в 1998 году произошел рост преступности несовершеннолетних на 3,6 %, который продолжался в 1999 году еще более высокими темпами и составил 208,3 тыс. преступлений, то есть вырос на 10%.

Из общего количества расследованных в первом полугодии 2000 года преступлений более 101 тыс. совершены несовершеннолетними. Возросло число совершенных ими особо тяжких преступлений, в том числе умышленных убийств, разбоев и изнасилований.  По информации сотрудников правоохранительных органов, подавляющее большинство брошенных без попечения родителей детей действительно вынуждены идти на преступления, чтобы хоть как-то выживать без поддержки взрослых. Только за последний год рост детской и подростковой преступности составил более 4%, сообщил RBC daily специалист управления общественного порядка МВД. При этом с каждым годом наблюдается рост преступлений, совершаемых с особой жестокостью. Следует учесть, что действия подростков отличаются исключительной жестокостью, цинизмом и глумлением над потерпевшими. Все отчетливее просматривается процесс активного вовлечения несовершеннолетних в занятие криминальным бизнесом, проституцией. Основную массу правонарушителей составляют беспризорные, безнадзорные и подростки, относящиеся к категории социальных сирот. При этом в структуре преступности несовершеннолетних преобладают имущественные преступления. Имеются многочисленные факты совершения подростками краж продуктов питания по причине постоянного голодания. На втором месте по распространенности стоит такое тяжкое преступление против собственности, как грабеж. Ежегодно за совершение указанного преступления осуждается более 15 тыс. несовершеннолетних.

Кроме этого, необходимо отметить качественное изменение характеристик самой подростковой преступности. В настоящее время она отличается высокой степенью организованности. Групповой характер стал специфической особенностью преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе групп, превышает 70%.

Особую опасность приобретает тенденция все более широкого участия подростков в преступной деятельности взрослых. Криминологические исследования свидетельствуют, что более трети преступлений подростки совершают под непосредственным руководством взрослых. При этом приобщение несовершеннолетних к алкоголю и наркотикам является дополнительным мотивом для совершения преступления. Так, с участием взрослых в 2000 году совершено 45612 преступлений, а в 1999 году - 44041.

За все виды преступлений в 1999 году осуждено свыше 146 тыс. несовершеннолетних, из них за совершение умышленного убийства 1079 человек, в 2000 году 1185. При этом воспитывались в неполной семье либо вне семьи 65698 человек (в 2000 году - 67044), а на момент совершения преступления не работали и не учились 53911 человек (в 2000 году - 53473).

Различны и возрастные группы осужденных несовершеннолетних преступников. Статистика свидетельствует о том, что преступность несовершеннолетних имеет устойчивую тенденцию к омоложению. Так, если в 1998 году за различные преступления были осуждены 43 тыс. подростков в возрасте 14-15 лет, то в 2000 году их число выросло до 48 тыс. Поэтому наиболее остро встает проблема преступности малолетних, не достигших 14-летнего возраста, а также подростков, которые не подлежат уголовной ответственности.

Общество за свое равнодушие и бездействие получает страшную социальную среду, абсолютно изолироваться от которой не может никто. Беспризорность и безнадзорность детей является угрозой будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

 

 

1.2. Причины беспризорности

 

Основная причина возникновения и роста беспризорности и безнадзорности заключается в тяжелой социально-экономической ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со стороны государства. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы, связанные с беспризорностью, все-таки останутся.

Действительно, сегодня одной из причин   роста детской безнадзорности является катастрофическая бедность большого числа россиян, которые просто иногда не в силах обеспечить своего ребенка нормальной едой, одеждой, образовательными и медицинскими услугами. Однако, как замечают представители как правоохранительных органов, так и социальных служб, и материальное благополучие семьи не всегда гарантирует ребенку безоблачное будущее.

В последнее время, по словам сотрудника МВД, все больше малолетних преступников оказываются детьми из весьма благополучных семей. Вы глубоко ошибаетесь, если думаете, что балластом для общества могут стать только дети люмпенов, которые не получили ни должного материального содержания для своего развития, ни любви со стороны родителей, сказал RBC daily специалист Московского реабилитационного центра для детей наркоманов. Все чаще на социальное дно попадают дети из благополучных, на первый взгляд, семей. Занятые работой по 24 часа в сутки папы и мамы перекладывают воспитание детей на совершенно чужих им людей. Любовь же свою родители выражают чрезмерным количеством подарков. Дети сверхчуткие существа, они подсознательно чувствуют, что подарки это откуп за невнимание. Они понимают, что никому не нужны. Отсюда в душе ребенка копится злость, растут жестокость и желание идти против всех и вся. Среди таких детей, по словам специалиста центра, немалое число наркоманов, преступников. Эти дети идут на преступления не ради куска хлеба, как делают их обездоленные ровесники, а из подсознательного чувства мести за невнимание.

Также детская беспризорность тесно связана с социальным сиротством, только за последние два года, в четыре раза выросло число родителей, лишенных родительских прав. Федеральный закон О дополнительных гарантиях по социальной защите детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, содержит нормы, обеспечивающие приоритетную защиту интересов детей и сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, в области здравоохранения, образования, трудоустройства, права на жилье, но его положения, к сожалению не исполняются.

Возьмем право детей на жилье, оно не соблюдается практически везде. В субъектах Российской Федерации низка активность органов опеки и попечительства, их деятельность, вопреки требованиям статьи 123 Семейного Кодекса, сведена в основном к тому, что дети подыскиваются для тех граждан, которые сами обратились за просьбой об усыновлении ребенка.

Также одной из основных причин этого явления стало разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений. Существенно сократилось число, выросла платность и снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Негативную роль сыграла отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу.

Еще одной причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются их нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав.

Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.

Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуары детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.

Проблема безнадзорных детей это комплексная социальная проблема. Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам на улице, нуждаются в разнообразной помощи. Данные специальных исследований и практика работы социальных служб для безнадзорных детей в Санкт-Петербурге показывают, что около 30% из них нуждаются в помощи психолога, около 50% нуждаются в услугах врача (различных конкретных специальностей), 70% необходима активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, почти 80% нужна широкая, многоаспектная помощь социальных служб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПУТИ РЕШИНИЯ ПРОБЛЕМЫ

 

2.1. Пути решения проблемы и выхода из риска

 

В настоящее время государственными органами предпринимаются определенные меры для решения рассмотренных в работе проблем, например:

       сегодня в стране приняты и, что немаловажно, действуют более ста нормативных правовых актов по вопросам семьи и детства;

       создаются специальные программы по профилактике детской безнадзорности. Так, например, с целью изменения ситуации была разработана и принята Федеральная целевая программа Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленная на формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации. Реализация этой программы позволила довести число специализированных учреждений для несовершеннолетних в Российской Федерации до 700. К концу 2002 года количество таких учреждений станет около 850 единиц. В них будут оказываться социальные услуги 185 тыс. детей;

В 1999 году вступил в силу Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Однако в связи с неурегулированностью в этом законе некоторых вопросов возникают серьезные трудности в его правоприменении. Например, Озеров считает, что, прежде чем отправлять несовершеннолетних правонарушителей в центры временной изоляции, следует установить минимальный возраст ребенка, механизм и главное - цель его помещения в центр временной изоляции. Важно уравнять в правах несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и тех, кто нуждается в экстренной социальной помощи государства.

Тем не менее, принципиально важным является то, что Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяет органы и учреждения системы профилактики безнадзорности. Закон формирует направления в их деятельности. Кроме того, в нем указаны основные задачи по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Однако анализ показывает, что существующие институты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нередко действуют разрозненно и неэффективно. В ряде регионов России медленно развивается сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В отдельных регионах отсутствуют специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, не развита подростковая наркологическая служба.

Определенное движение в решении этого вопроса наметилось в Москве. Так, в ближайшее время в городе планируется создать десять государственных приютов для детей-беспризорников. Для них уже выделены помещения. Но, как видно, проблему это не снимет. Москва также серьезно отстала в создании таких социальных учреждений, их сейчас в столице всего три, а только по официальным данным в городе насчитывается более 13 тыс. беспризорников, из них 75% - дети из стран СНГ.

Яркие примеры душевного отношения к детям-сиротам можно найти в различных регионах России. Так, например, в Красноярском крае в городе Канске отстроена воспитательная колония, созданная еще в 1939 году. Для ребят готов новый корпус медсанчасти, оборудованы спортивные и тренажерные классы, оборудован большой лекционный зал. Три года назад здешние учителя столкнулись с неожиданной ситуацией - пошел в колонию поток неграмотных детей. Некоторые не знали букв. Пришлось открывать начальные классы. На вопрос: почему не учились? отвечают примерно так: в школу ходить было не в чем.

В последнее время у ребят появились личные нательные крестики. Настоятель Канского собора отец Вячеслав проводит уроки нравственности и совершает обряд крещения для тех, кто желает приобщиться к вере.

Существующая в России система организации решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации, отсутствие специального органа, ответственного за разработку и реализацию их комплексного решения, давно вызывает тревогу. Необходимо констатировать низкую эффективность многообразных усилий различных ведомств, государственных учреждений по решению этой проблемы.

Основные причины этого сводятся к следующему:

       ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность в организации деятельности;

отсутствие единых организационно-методических системных подходов в реализации взаимодействия, как в деятельности самих учреждении, так и в подготовке кадров;

       отсутствие профилактической направленности в работе с подрастающим поколением и семьей (все силы брошены на те или иные формы коррекции - медицинской, воспитательной, социальной, что малопродуктивно и экономически невыгодно, но оправдывает все новые и новые финансовые запросы);

       отсутствие эффективно действующей и целесообразно организованной реабилитационной системы: нередко реабилитационные учреждения в действительности являются лишь местом, где скапливаются дети, выпавшие из нормальных условий жизни;

       отсутствие широкой и рационально организованной поддержки общественных инициатив, деятельности негосударственных организаций (значительная часть из них функционирует за счет зарубежной поддержки), неприятие (а нередко и противодействие) участия гражданского общества в защите детства и семьи;

       субъективизм в выборе негосударственных организаций для сотрудничества с государственным ведомством и др.

Требуется целенаправленная работа по совершенствованию деятельности общественных организаций, занимающихся детской беспризорностью.

Органам государственной власти всех уровней, органам местного самоуправления необходимо признать семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетным направлением политики в интересах семьи и детей. На самом деле это происходит не так, потому что отсутствует достаточная адресная социальная помощь семьям, в том числе малообеспеченным, которые взяли детей на воспитание.

Для этого необходимо менять механизм распределения бюджетных средств, предназначенных на содержание детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создавать системы экономических гарантий органам местного самоуправления и семьям, которые приняли к себе детей.

Необходимо внести изменения и дополнения в Федеральный закон О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части усовершенствования порядка устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечения детей указанной категории, жилой площадью. И это необходимо сделать в кратчайшие сроки, потому что действительно, это самая сложная проблема для выпускников детских домов, интернатных учреждений.

Несовершеннолетние оказались в очень сложном положении, утратив прежние социальные связи, многие из них не приспособились к новым условиям жизни.

Мы длительное время гордились, что наша страна самая читающая, и это действительно было так, а сейчас тысячи детей не посещают образовательных учреждений, многие подростки вообще не умеют читать. Законом Российской Федерации Об образовании предусмотрено обязательное получение основного общего образования, однако органы управления образования, органы местного самоуправления, не обеспечивают возложенных на них функции. Государственный учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия, не ведется.

Министерство образования России в 1999 году провело разовый обсчет не учащихся детей в возрасте от 7 до 15 лет, и подростков, не имеющих постоянного места жительства. Выяснилась плачевная картина. Свыше 68 тысяч детей на тот период не учились, из них 2,5 тыс. детей не имели даже начального образования, а более 3 тыс. никогда не ходили в школу.

И еще одно. Вряд ли кто сейчас может охарактеризовать ситуацию с организацией работы с подростками по месту жительства. Тем не менее, до сих пор не отменена, а значит, действует постановление Совнаркома РСФСР № 338, в соответствии с которым, 1-2% от всех доходов поступающих в жилищно-коммунальные органы, это квартплата, аренда за нежилые помещения, и тому подобное, должны отчисляться на культурно-массовую работу. Это содержание спортивных и детских площадок, инвентарь для них и многое другое. Никому сегодня не известно, почему эти средства не отчисляются. А если отчисляются, на что они расходуются?

В последние месяцы проблема детской беспризорности находится в центре внимания Президента Российской Федерации, законодательных, исполнительных органов государственной власти, известных политических и общественных деятелей страны и средств массовой информации.

В Совете Федерации прошли Парламентские слушания на тему Детская безнадзорность и беспризорность, как один из факторов угрозы национальной безопасности России. По данному вопросу выработаны рекомендации.

Некоторые из поставленных задач уже решаются, на недавнем заседании Совета Федерации был одобрен Федеральный закон
О внесении дополнения и изменения в статью 6 Федерального закона
О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым дети сироты, после окончания образовательного учреждения, будут получать пособие в пределах 20 тыс. рублей, не только те которые устроились на работу, как было это раньше по данному закону, а и те, кто ее ищет, продолжает учебу, уходит в декретный отпуск.

Комитет Совета Федерации по социальной политике поддержал проект федерального закона О внесении изменений в Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в части наделения центра временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей новыми полномочиями.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации так же обратился к Президенту Российской Федерации учредить должность уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, предложив на эту должность Петренко Валентину Александровну.

Необходимы общие усилия всех ветвей власти и координация этих усилий для выработки стратегии на государственном уровне. Должны также быть структуры, отвечающие за стратегическое планирование мероприятий, аналитическую работу, исполнение, а главное контроль за конечным результатом.

Для решения обозначенных проблем потребуется консолидация усилий политических и общественных сил, как на федеральном, так и на региональном уровне. Только при участии всего населения может быть одержана победа на огромном и тяжелом фронте беспризорности.

С принятием федерального закона Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Закон действует с 1999 г., выделяются ежегодно миллионы рублей на реализацию соответствующих социальных программ, однако ситуация с ростом числа беспризорных и брошенных детей не улучшается.

По разным данным, в России их сегодня более 4 миллионов. Причем у большинства из них и жилье есть, и родители живы. Однако зачастую такие родители хронические алкоголики, в лучшем случае не занимающиеся воспитанием своих чад, в худшем же издевающиеся над ними или зарабатывающие на их эксплуатации деньги. Существующие законы не дают четких определений халатного или жестокого обращения с детьми, а предусмотренные меры наказания за подобные преступления слишком гуманны. Сегодня в России ребенок оказался фактически беззащитным перед равнодушием и жестокостью собственных родителей.

Только в 2003 г. у пап и мам, лишенных родительских прав, отобрали более 60 тыс. детей, сказала RBC daily председатель комитета Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи Екатерина Лахова. Но уже за первое полугодие текущего года еще 54 тыс. неблагополучных родителей поставили на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних. Было возбуждено 1864 уголовных дела в отношении родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних. По фактам жестокого обращения с детьми было привлечено к ответственности 2,3 тыс. родителей и опекунов.

Однако специалисты утверждают, что подавляющее большинство родителей, совершивших то или иное преступление в отношении своих детей, фактически остаются безнаказанными.

Сегодня за жестокое обращение с животными российским законодательством предусмотрены гораздо более строгие наказания, чем за бесчеловечное обращение с детьми, говорит Екатерина Лахова. За неисполнение родительских обязанностей Административный кодекс предлагает штрафовать нерадивого родителя на сумму от 100 до 500 руб., в то время как, например, за провоз в метро негабаритного багажа предусмотрен штраф чуть ли не в 2000 руб. Сегодня мы готся поправки в действующее законодательство, которые должны значительно ужесточить ответственность родителей за уклонение от своих обязанностей. Это приоритетный вопрос, поскольку разгильдяйство родителей приводит к тому, что общество получает все больше и больше малолетних преступников.

Однако, попытавшись карательными мерами наставить на путь истинный родителей алкоголиков и живодеров, забывших о существовании своих чад, все равно проблему безнадзорности и преступности среди детей кардинально не решить.

Проблема безнадзорности - это долговременная проблема, для решения которой потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур.

Однако при всей важности и необходимости удовлетворения названных в работе потребностей все-таки основным направлением решения проблемы уличных детей является система профилактических и предупреждающих мероприятий. При таком подходе главный центр воздействия должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также должна оставаться комплексной и включать в себя меры помощи социального (в том числе и материального), психологического, педагогического и юридического характера. Люди же, берущие на себя миссию работы с уличными детьми и детьми группы риска, должны в полной мере отвечать совокупности качеств зрелой личности. И качества эти любовь, ответственность и забота. А также профессионализм.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опасность беспризорности состоит в том, что она способствует формированию личности, не приспособленной к нормальной общественной жизни на основе присущих обществу ценностей, норм и форм поведения. Будучи предоставленной самой себе, выживая за счет средств, полученных, как правило, незаконным путем, значительная часть молодого поколения совершение преступлений будет считать нормой и образом жизни, что негативно отразится на всем обществе. Нахождение подростка длительное время в беспризорной и криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь.

Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса проблемы, связанные с беспризорностью, все-таки останутся. Это долговременная проблема. Для ее решения потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур. И главное, нужно не только повышать уровень жизни подростков, но и подкреплять их духовно-идеологическими составляющими.

Таким образом, до настоящего времени в Российской Федерации не сложилась эффективная скоординированная и субординированная система органов профилактики беспризорности и безнадзорности. Это касается как работы государственных и муниципальных органов и их взаимодействия, так и общественных организаций и координации их действий. Результаты функционирования существующей системы свидетельствуют о том, что государственными органами власти по-прежнему не решена задача нахождения таких организационных форм, которые позволили бы эффективным образом скоординировать и организовать деятельность по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и их социальной реабилитации.

Для выхода из сложившегося положения следует выделить три основных подхода:

1. Следует настойчиво совершенствовать существующую систему путем развития правовых, организационных, финансовых, информационных и других механизмов взаимодействия между органами, учреждениями и организациями участвующими в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

2. Необходимо создать специальный орган управления (желательно при администрации Президента РФ), отвечающий за решение указанной проблемы и координацию действий различных ведомств, учреждений и организаций.

3. Целесообразно передать функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации одному из ныне действующих органов власти (например, МВД). Одним из основных критериев предпочтения той или иной структуры является ее способность резко сократить организационные издержки, консолидировать и направить ограниченные материальные, финансовые и другие ресурсы на устранение детской беспризорности и безнадзорности - серьезной угрозы национальной безопасности России.

Распространение такого негативного социального явления как детская безнадзорность и беспризорность содержит в себе угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает нравственные основы общества. Безнадзорность и беспризорность детей представляют угрозу будущему России, поскольку перспектива развития государства непосредственно зависит от физического здоровья, нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.

Устранению детской безнадзорности и беспризорности должна соответствовать социальная политика, направленная не на ликвидацию последствий, а на преодоление причин, порождающих детскую безнадзорность и беспризорность, их раннюю профилактику.

Детям очень важно чувствовать, что мир к ним не безразличен


Список использованной литературы

1.     Конституция Российской Федерации // http://www.consultant.ru

2.     Семейный Кодекс РФ// http://www.consultant.ru

3.     ФЗ об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, 1999 г. // http://www.consultant.ru

4.     ФЗ о дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей // http://www.consultant.ru

5.     Демина В.С. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176) . - С. 17

6.     Озеров В.А. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176) . - С. 6

7.     Рудов А. Беспризорная Россия// http://index.org.ru

8.     Федорова Л. Дети в России никому не нужны// http://www.rbcdaily.ru

 

Вверх     Назад



Hosted by uCoz