Развитие экономики, общества и государства, напрямую зависят от прилагаемых мер по решению и предупреждению общественных проблем, таких как: экономическая стабильность,  социальная защищенность нетрудоспособных граждан, контроль воспитания будущего поколения через этические нормы и образование. А так же социальные гарантии по отношению к молодому поколению, гарантии помощи молодым семьям и каждому гражданину в частности. Задача каждого уважающего себя человека и гражданина страны -  знать существующие проблемы, прилагать меры способствующие развитию и прогрессу общества через духовное, профессиональное и культурное начала.

Проблема беспризорности детей

 

08.07.2005. В Украине демографический кризис

«Демографическая ситуация в Украине является сложной, неблагоприятной и такой, которой нужно уделять значительное внимание... Сокращение численности населения, снижение срока жизни и стремительное падение рождаемости стали характерными признаками демографических процессов последнего десятилетия и дают основания квалифицировать их как признаки демографического кризиса», – заявила заместитель главы Государственного комитета статистики Украины Наталья Власенко.

Замглавы Госкомстата также отметила, что в настоящее время отсутствуют основания рассчитывать на существенное увеличение рождаемости в ближайшей перспективе. При этом количество умерших в 2004 году (761,3 тыс. человек) значительно выше, чем в 1989 году (600,6 тыс.). Вот вам, пожалуйста,  убедительные результаты получения «незалежности» и достижения «демократии».

http://www.communist.ru/root/news/370

 

УКРАИНКАМ КАТАСТРОФИЧЕСКИ НЕ ХВАТАЕТ МУЖЧИН

12.07.2005 // 13:20

Сокращение численности населения Украины за последнее десятилетие дает специалистам все основания говорить, что в нашей стране налицо все признаки демографического кризиса

Представляя статистические данные по случаю Всемирного дня народонаселения, зампредседателя Госкомитета статистики Украины Наталья Власенко заявила, что в стране стремительно падает рождаемость и снижается продолжительность жизни граждан. Так, если в 1989 году рождаемость чуть превышала смертность, то в 2004 году ситуация изменилась: в стране родились 427,3 тысячи малышей, а умерли — 761,3 тысячи человек.
Вместе с тем, по словам Натальи Власенко, некоторый оптимизм вселяет тот факт, что с 2002 года количество новорожденных впервые превысило уровень 1996 года. Хотя по самым оптимистичным прогнозам национальных и международных экспертов, увеличение рождаемости к 2020 году составит 1,5 ребенка на одну женщину, в то время как в прошлом году этот показатель составлял 1,2.
Мужчины умирают у нас значительно чаще и раньше, чем женщины. Их уже осталось лишь 46,2% от общего числа населения, то есть в среднем на 1000 женщин в Украине приходится 858 мужчин. Живут представители сильной половины человечества в среднем 62,6 года, а слабому полу удается дотянуть до 74-х. Среди стран бывшего СССР Украина на 3,4 года по продолжительности жизни опережает Россию, на 2,6 года Казахстан и находится почти на одном уровне с Беларусью, Кыргызстаном и Молдовой.
Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в Украине составляет 11,5 лет, тогда как в экономически развитых странах этот показатель составляет 5 — 6 лет.

 

http://president.org.ua/news/news-57497/

 

16.12.2002  

 

УКРАИНА В ТИСКАХ "ТРАНЗИТОЛОГИИ" И ЗАПАДНЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ИЗЛОМЕ ВЕКОВ

Анатолий Арсеенко — ведущий научный сотрудник Института социологии НАН Украины, кандидат исторических наук

ХХ век стал свидетелем множества глобальных социальных процессов, событий и изменений, не имеющих прецедентов по своей значимости, масштабности и последствиям во всемирной истории. К ним относятся, прежде всего, Великая Октябрьская социалистическая революция, две мировые войны, образование мировой социалистической системы, подъем национально-освободительного движения, крушение мировой колониальной системы, научно-технологическая и информационная революция, освоение человеком космического пространства, авария на Чернобыльской АЭС. Обострение многих глобальных проблем человечества после второй мировой войны связывалось с противостоянием социализма и капитализма. Поэтому последнее десятилетие ХХ в. началось с массовой эйфории по поводу краха социализма, окончания холодной войны, триумфа капитализма, а также с ожиданий дивидендов «нового политического мышления». Однако этим экспектациям не суждено было сбыться.

 

В конце 1990-х гг. человечество столкнулось с проблемами дефицита топливно-сырьевых и продовольственных ресурсов, экологической перегрузки планеты, глобального неравенства, гонки вооружений, эскалации войн и вооруженных конфликтов, распространения ВИЧ/СПИД, который справедливо называют глобальной чумой ХХ в. Экономическая глобализация «сверху» вошла в противоречие с интересами сторонников глобализации «снизу», выступающих за создание альтернативной, более гуманной и демократичной экономики. Вступление мировой цивилизации в третье тысячелетие сопровождается массовыми выступлениями новых трансконтинентальных антисистемных социальных движений. Включение их в прямую конфронтацию с глобальным капитализмом, наряду с активизацией традиционной классовой борьбы в мире капитала, свидетельствует об углублении кризиса старого способа производства и несостоятельности новых выводов о «конце истории».

 

Главные события ХХ в. в большей или меньшей степени, прямо или косвенно затронули Украину и наложили существенный отпечаток на историческую судьбу многострадального украинского народа, оказавшегося в эпицентре большинства европейских и мировых потрясений, в том числе двух самых кровопролитных войн в истории человечества. В своем очерке «Историческая эволюция украинской проблемы», опубликованном накануне Октябрьской революции, М. Грушевский отмечал, что если события начала ХХ в. не приведут Украину к обретению независимости и государственности, то она «останется источником новых конвульсий» [1]. Однако, исторический вектор развития Украины пошел в другом направлении и привел к совершенно другим, противоположным результатам в ХХ в., чем прогнозировал М.Грушевский.

 

Очевидность этого факта, с которым никак не может, вернее, не хочет согласиться отечественная «демократическая» историография, не оспаривается в настоящее время даже многими представителями западных социальных наук. Показательно, что в первом фундаментальном американском исследовании постсоветских проблем Украины – монографии Ш.Гарнэтта «Краеугольный камень в дуге безопасности», вышедшей в свет в 1997 г. под эгидой Фонда Карнеги, отмечается: «Украинская Советская Социалистическая Республика, созданная позже, стала не «источником новых конвульсий», а одной из индустриальных, сельскохозяйственных и военных опор Советского государства. По иронии судьбы, воссоединение украинских земель было осуществлено не сторонниками Грушевского, а Сталиным» [2].

 

Ко времени развала СССР Украина представляла собой достаточно мощную индустриально-аграрную державу, занимавшую первые места в Европе и мире по многим ключевым показателям промышленного и сельскохозяйственного, научного и культурного развития. Это способствовало культивированию в обществе иллюзий о благоприятных перспективах социально-экономического прогресса Украины за пределами единого народнохозяйственного комплекса СССР и блестящих возможностях интегрирования страны в общеевропейские процессы и структуры, в первую очередь, в ЕС. Но слом советской системы хозяйствования, как и следовало ожидать, вовлек все «суверенные» осколки СССР в фазу бифуркации, ставшую началом почти тотального уничтожения производственного потенциала страны с непредсказуемыми последствиями.

 

Глубокий экономический спад, разразившийся в Украине после обретения независимости, вскоре трансформировался в системный кризис и поразил все важнейшие сферы жизнедеятельности общества. Он обнаружил нежелание новой политической «элиты» страны восстановить добифуркационные условия функционирования экономики в форме реанимации исторически сложившихся хозяйственных связей с Россией и другими странами СНГ. С другой стороны, он высветил ее неспособность к созданию качественно новых условий для решения сложных системных задач, связанных с реформированием экономики в условиях глобализации современного мира. Неумение «мыслить глобально, действовать локально» стало одной из главных причин провала экономических экспериментов «младореформаторов» Л. Кравчука и «нового курса» Л. Кучмы.

 

Дальнейшее следование Украины в русле жестких императивных предписаний Всемирного банка и МВФ сделало ее заложницей бреттон-вудских финансовых институтов, загнало страну в ловушку «догоняющего» развития и западню глобализации. Квинтэссенция последней выражается отношением 20:80, то есть стремлением США и других стран «семерки» поставить все страны мира на службу корпоративным интересам «золотого миллиарда» планеты. Несмотря на то, что «реформаторский» курс Украины ведет ее к утрате способности воспроизводства государства как системы, правящая верхушка продолжает убеждать народ, что иного пути интегрирования в мировую цивилизацию нет. И игнорирует тот факт, что ключ к выходу из тупика, в который завели Украину «радикальные реформы», лежит в плоскости опережающего развития хотя бы в нескольких отраслях экономики, еще не добитых диктатом ВБ-МВФ.

 

В противном случае нашей стране предстоит повторить судьбу абсолютного большинства развивающихся стран, принесенных в жертву интересам «золотого миллиарда» планеты с помощью ВБ-МВФ, и навсегда расстаться с голубой мечтой о вхождении в европейские структуры и глобальную экономику в качестве равноправного партнера. В пользу такого вывода свидетельствует то, что на исходе ХХ века на долю 28 развитых стран, в которых проживало всего 15,6 % населения мира, приходилось 55,6 % мирового ВВП, подсчитанного по паритету покупательной способности национальных валют. В то же время 128 развивающихся стран (77,5 % населения планеты) производили всего 39,8 % мирового ВВП [3]. «Мы живем на планете, которая все больше и больше являет собой не один мир, а два мира, где экономическая стагнация задела 100 стран, снижая доходы 1,6 миллиарда человек на протяжении более чем 15 лет» [4].

 

Углубление глобального неравенства на пороге ХХІ в., когда капитализм якобы обрел «человеческое лицо», является логическим продолжением поляризации богатства и бедности, начавшейся еще в период становления индустриального общества. По подсчетам видного американского экономиста Р. Хейлбронера, разрыв в благосостоянии индустриализованных и слабоиндустриализованных наций, которые находились в середине ХУІІІ века примерно на одном уровне развития, за период с 1750 г. по 1980 г. вырос как минимум в 8 раз [5]. По данным Фонда ООН в области народонаселения, в 1900 г. в слаборазвитых регионах проживало 70 % населения мира, в конце ХХ века – 80 %, в середине ХХІ века будет жить 90 % землян [6]. В этом контексте деиндустриализация Украины и падение ее ВВП в расчете на душу населения до уровня слаборазвитых стран служит серьезным предупреждением о погружении нашей страны в средневековье и выталкивании ее на обочину мировой цивилизации.

 

Вытеснению Украины на периферию капиталистического мира содействовало некритическое восприятие большинством ученых страны идеологии, теории и практики экономической глобализации на исходе ХХ века. С первых дней провозглашения независимости Украины общественные науки были посажены на «голодный паек», а сеятели «вечного, разумного, доброго» в поисках средств к выживанию вынуждены были заниматься не объективным анализом «сложной взаимозависимости» современного мира, а добыванием «грантов», «субсидий» и иных подачек зарубежных политических и научных фондов. Американизация и «соросизация» украинской науки превратила многих из них в сознательных или бессознательных адептов западной политико-идеологической доктрины глобализации, не имеющей ничего общего ни с реальными экономическими процессами, ни с прагматическими целями развитых государств в отношении стран с «переходной экономикой».

 

Многие из них, выступая в качестве правительственных консультантов, не столько проявили себя на поприще социально-экономического проектирования, сколько в сфере идеологического обеспечения «реформ», превративших Украину в «больного человека» Европы. Как известно, любая модель, направленная на максимизацию результатов, должна включать в себя следующую «триаду» предположений: а) цели, то есть, что актор стремится максимизировать; б) временной горизонт, то есть, период времени, в течение которого должен быть достигнут максимум; в) моральные ограничения, то есть, допустимые издержки в стремлении к достижению максимума [7]. Однако на протяжении всех лет «реформ», осуществляемых в Украине методом проб и ошибок, власть имущие, провозгласив своей целью создание «социально-ориентированной» экономики, так и не удосужились определить временные и моральные рамки «переходного периода». В итоге «реформы» превратились в жестокий эксперимент над народом под лозунгом «мы за ценой не постоим».

 

С точки зрения системного анализа трансформация экономики Украины не выдерживает никакой критики. Аксиомой, не требующей доказательств, является то, учреждение и становление рыночных институтов под силу только сильному государству, ибо «вопреки оптимистическим теориям модернизации, рыночных путей к рыночной экономике не существует» [8]. Однако, действуя методом от обратного, украинские «реформаторы» начали экономические преобразования в стране с превращения государства в «ночного сторожа», с демонтажа его основных институтов. Это содействовало решению только одной, по сути, антигосударственной задачи – разграблению общенародного достояния страны, созданного самоотверженным трудом нескольких поколений, и разрушению способности государства к воспроизводству экономики.

 

В соответствии с общей теорией систем, любая система – это совокупность упорядоченных элементов, образующих некоторое целостное единство и объединенных общей целью. Основной целью всякой системы, в том числе государства, является ее выживание, самовоспроизводство, саморазвитие и сохранение с учетом того, что изменение одного элемента влечет за собой изменение других или всех остальных. Основные характеристики качественной определенности государства – это целостность территории, воспроизводство населения, воспроизводство экономики, выживание национальной культуры, воспроизводство социальной структуры [9]. Вполне понятно, что в случае изменений одного или нескольких элементов остальные могут принять на себя дополнительную нагрузку и обеспечить равновесие, устойчивость и выживание системы. Если же деградирует большинство элементов системы, то при достижении пороговых значений создается угроза не только ее дальнейшему устойчивому функционированию, но и угроза ее разрушения и гибели.

 

Принимая во внимание, что бифуркационные процессы привели Украину к глубокому системному кризису, охватившему все сферы жизнедеятельности общества – социальную, экономическую, политическую, идеологическую, демографическую, правовую, культурную, духовную – вступление нашей страны в ХХІ век внушает гораздо больше тревог, чем надежд, и настоятельно требует смены курса, который завел ее в исторический тупик. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать основные показатели ее социально-экономического развития, характеризующие качественную определенность государства как системы, его способность к сохранению своего суверенитета.

 

Интегральным показателем экономического потенциала государства считается, в первую очередь, размер совокупного общественного продукта. В 1990-1999 гг. ВВП в Украине сократился на 59,2 %, объем промышленной продукции – 48,9 %, сельского хозяйства – на 51,5 %. Реальная заработная плата уменьшилась в 3,82 раза, а реальные выплаты по пенсиям – в 4 раза [10]. Сумма задолженности по выплате заработной платы на 10 декабря 2000 года составляла 5,3 млрд. гривен. Количество безработных в 2000 г. достигло 1155,2 тыс. чел., только 627,3 тыс. из них получают пособие по безработице [11]. При этом необходимо отметить, что официальная статистика безработицы в Украине вызывает весьма большие сомнения в МОТ, о чем свидетельствует новое исследование Г. Стэндинга и Л. Жолдоса «Незащищенность рабочих в украинской промышленности» [12], вышедшее в свет в 2000 году под эгидой МОТ.

 

На основании обследования в 1999 году 690 фирм, на которых было занято 583679 чел., эксперты МОТ установили, что промышленные предприятия Украины используют менее 44 % мощностей по сравнению с 66 % в 1995 г., и пришли к выводу, что «уровень использования производственных мощностей в Украине сегодня намного ниже, чем в любой другой индустриальной стране». В связи с этим Г. Стэндинг, директор Программы МОТ по проблемам социально-экономической безопасности в ХХІ веке, следующим образом характеризовал состояние труда в Украине: «Обычная статистика занятости и безработицы искажает положение и вводит в заблуждение. Большинство номинально занятых рабочих не имеет работы, а труд многих из тех, кто работает, не оплачивается». По данным экспертов МОТ, средний доход на душу населения в Украине в 1999 году составлял около 25 долл. США [13].

 

Подобных темпов и размеров экономического обвала в условиях отсутствия войн и стихийных крупномасштабных катастроф не знает мировая история. К сожалению, Госкомстат Украины не публикует данные о величине ВВП в расчете на душу населения, который, по данным зарубежных источников, в последние годы колеблется от 600 до 700 долл. США по сравнению с 5000 долл. США в Украинской ССР в конце 1980-х годов. Беспрецедентная деградация экономики Украины на протяжении 10 лет повлекла за собой демографический кризис. В результате сокращение населения в стране составляет примерно 400 тыс. чел. ежегодно, начиная с 1994 года. Общий коэффициент рождаемости на 1000 чел. населения снизился с 12,7 чел. в 1990 году до 7,8 чел. в 1999 году [14].

 

В 1990-е гг. в Украине значительно выросла абсолютная и относительная смертность во всех возрастных группах, кроме 1-14 лет. В настоящее время смертность мужчин в возрасте от 15 до 70 лет в два-три раза превышает смертность женщин, средняя продолжительность жизни мужчин составляет 62,7 лет, женщин – 73,5 года, что соответственно на 10 и 6 лет меньше, чем в странах Западной Европы [15]. «Высокий уровень смертности среди взрослых является наиболее разоблачающей статистикой глубины снижения жизненного уровня и не приукрашенным свидетельством того, что эта большая, стратегически важно расположенная страна в настоящее время сталкивается с социальным, экономическим, политическим и демографическим кризисом, который требует гораздо большего внимания, чем то, которое ему уделяется» [16], – пишет об Украине директор Программы МОТ по проблемам социально-экономической безопасности в ХХІ веке Г. Стэндинг.

 

В свое время К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что «первая предпосылка всякой человеческой истории – это, конечно, существование живых человеческих индивидов» [17]. В этом контексте социальная цена «радикальных экономических реформ» в Украине оказалась не просто непомерно высокой. Не решив ни одной из поставленных задач в области повышения эффективности общественного производства, она привела к разграблению, обнищанию и депопуляции страны, отбросив ее по всем основным показателям социально-экономического развития на десятки лет назад. Расчеловечивание Украины в прямом и переносном смысле, то есть в плане лишения права на жизнь и духовного порабощения и развращения миллионов людей посредством навязывания им чуждых ценностей, не может быть оправдано никакими соображениями, в том числе необходимостью проведения реформ.

 

Реформы предполагают, прежде всего, улучшение жизненного уровня народа, а не погружение страны в бездну и необратимую деградацию рабочей силы и всего населения. По сути дела, реформы в Украине, проводимые под прикрытием «державотворення», носят антигосударственный характер, ибо они противоречат государственным интересам страны, который даже в капиталистическом обществе, как правило, состоит из трех взаимосвязанных компонентов: 1) классовых интересов, 2) национальных интересов, 3) общечеловеческих интересов. Исходя из этого, украинские реформы отвечают интересам только компрадорской буржуазии и мафиозных кланов, не собирающихся жить в «этой стране» и разрушающих ее способность к сохранению и воспроизводству государства как системы.

 

Вместе с ними весомый вклад в разрушение экономики Украины вносит западная, в особенности американская, так называемая транзитология, претендующая на статус «науки о переходе». Впитав в свой состав бывших кремлеведов, советологов и славистов, никогда не отличавшихся глубоким знанием советской и славянской истории, науки и культуры и «проспавших» развал СССР, «транзитологи» противопоставили «регионализму» более подходящий, по их мнению, для проведения «радикальных экономических реформ» «компаративизм» и «универсализм». Первый сводится ими к рассмотрению «трансформации» социалистической экономики через призму подобных процессов в других странах в другое время, несмотря на то, что аналогичного опыта в мире никогда не было, второй зиждется на использовании якобы универсальных концепций, методов и теорий, позаимствованных ими из арсенала других сравнительных наук, прежде всего, политологии и экономики.

 

Пределом абсурда в реформировании экономики Украины стало привлечение к ее трансформации многочисленных представителей западной украинской диаспоры типа канадского советолога Б. Кравченко – специалиста в области классового и национального состава Компартии Украины. В этом контексте не приходится удивляться, что, по признанию профессора Нью-Йоркского и Принстонского университетов С. Коэна, целая отрасль этой «науки» – «ее старшее, среднее и младшее поколение – оказались во власти концепции, которая исказила и девальвировала профессию больше, чем тоталитарная доктрина» [18]. С помощью последней американская академическая община со смутных времен маккартизма объясняет «перипетии советской истории, особенности советской системы и невозможность любых изменений в ее рамках» [19] .

 

Основной удар по остаткам народного хозяйства в бывших странах СССР (под прикрытием его интеграции в глобальную экономику) нанесли представители чикагской и гарвардской экономических школ, взявшихся за насаждение на «постсоветском» пространстве неолиберального фундаментализма. Последний в достаточной мере дискредитировал себя ко времени развала СССР как в странах ОЭСР еще в период «рейганизма» и «тэтчеризма», так и в развивающихся странах. Несмотря на то, что дерегулирование экономики в большинстве индустриально развитых стран сочеталось с регулированием экономической жизни, либерализация торговли – с протекционизмом и т.д. На страницах монографии С. Коэна содержится немало признаний о моральном падении и двойных стандартах американских «транзитологов». С одной стороны, они «подписали приговор всем гражданам России среднего и старшего возраста», с другой, никогда бы одобрили «ничего подобного в отношении собственной страны». Сказанное выше имеет прямое отношение к Украине.

 

В последние годы свидетельства профессиональных ошибок и политических злоупотреблений американской «экономикс» на поприще «трансформации» народного хозяйства «постсоциалистических» стран все чаще встречаются в западной прессе. В качестве примера сошлемся на одно из них, опубликованное в газете «Файнэншнл Таймс» (Великобритании) и принадлежащее перу Дж. Винницки – представителя новой школы «полиэкономикс», бросившей вызов ортодоксальным теориям и практикам чикагской и гарвардской школ. Последние не столько решают задачи трансформации «переходных» экономик, сколько преследуют политические цели устранения конкурентов на глобальном рынке, а также использования их в качестве сырьевых придатков и поставщиков дешевой квалифицированной силы.

 

«Разработчики и проводники эконометрических моделей, – отмечает Дж. Винницки, – оказывают огромное влияние на формулирование и осуществление всеобщего политического курса. К таковым относятся Лоуренс Саммерс, Джеффри Сакс, Рудигер Дорнбуш и Стэнли Фишер. Каждый из этих «ученых экономистов», возможно, и обладает экстраординарно высоким «коэффициентом интеллекта». Однако поскольку предположения, на которые опираются их элегантные экономические уравнения, ошибочны, это означает только то, что они молниеносно приходят к опасным политическим выводам … Сакс является архитектором «шоковой терапии» как средства перевода советского коммунизма в рыночный капитализм. Экономические обломки крушения, оставленные им в России, в политической экономии являются эквивалентом ядерной войны. Саммерс, как главный экономист Всемирного банка, помогал Саксу в конструировании проекта, который уничтожил горбачевский режим в России и поставил режим Бориса Ельцина на грань разорения … Компьютер в руках неокейнсианцев, прославляющих силу бумажных денег, сделал этих людей наиболее опасными на планете после окончания холодной войны» [17].

 

К лечению советской экономики, как и экономик ряда западных стран вопреки их желанию, приложила руку не только американская «экономикс», но и тесно сотрудничающие с ней спецслужбы США. Определенный свет на деятельность интеллектуально-разведывательного сообщества в этом направлении проливает работа известного французского социолога П. Бурдье «Действия сопротивления: Против новых мифов нашего времени». В ней автор убедительно показывает, как в течение двух с лишним десятилетий в ряде западноевропейских стран круглосуточно насаждалась мысль, что неолиберальной точке зрения нечего противопоставить, что неолиберализм в экономике преуспел в такой степени, что не требует доказательств, что ему нет альтернативы (что перекликается с лозунгами М. Горбачева «Иного не дано!» и «Перестройке нет альтернативы!»). В доказательство антинаучности этой кампании П. Бурдье ссылается на последние исследования в США, Великобритании и Франции, в которых детально описывается, как вырабатывается, распространяется и внедряется неолиберальная доктрина во всем мире, а доминирующий дискурс в экономической науке приобретает особую силу.

 

П. Бурдье отмечает: «Благодаря целой серии анализа текстов, журналов, в которых они были опубликованы и которые постепенно навязали себя в качестве легитимных, характеристик их авторов, семинаров, на которых они встречаются для их выработки и так далее, эти исследования показали, что в Британии и Франции осуществлялась постоянная работа с вовлечением в нее интеллектуалов, журналистов и бизнесменов, чтобы навязать неолиберальную точку зрения как не требующую доказательств, которая, по существу, служит прикрытием наиболее классических положений консервативной мысли во все времена и во всех странах в ходе экономической рационализации» [21]. В качестве примера такой деятельности он ссылается на изучение роли журнала «Preuves», финансировавшегося ЦРУ и вовлекшего в свой редакционный совет некоторых видных французских интеллектуалов. Это подставное издание, по словам П. Бурдье, в течение «двадцати или двадцати пяти лет – необходимо время для того, чтобы что-то фальшивое стало не требующим доказательств – неустанно и инициативно шло против течения, вырабатывая идеи, которые затем стали считаться доказанными» [22]. Лечение «больной» экономики под патронатом ЦРУ обошлось многим странам дороже болезни. Доказательством этого служат и результаты реформ в Украине.

 

К сожалению, не исключается, что это – только начало тяжких испытаний, выпавших на долю Украины на изломе веков. Определенный свет на то, что может ожидать ее вместе с другими «переходными» странами, проливает статья директора Центра международного развития, профессора Гарвардского университета Дж. Сакса (ранее – главного наставника «реформаторов» в России и Украине) «Стратегическое значение глобального неравенства». Она появилась недавно в «Вашингтон Куотэрли» и основывается на выводах Спецкомиссии ЦРУ по изучению банкротств государств. Квинтэссенция заключений ЦРУ сводится к тому, что в обозримом будущем в мире увеличится число стран-банкротов, а с ними – и острых проблем, которые могут распространиться на остальной мир, включая США, так как «обанкротившиеся страны являются рассадником насилия, терроризма, международной преступности, массовой миграции и потоков беженцев, наркоторговли, болезней» [23].

 

Особый интерес в этой разработке, основанной на анализе 113 банкротств государств с населением 500 тыс. и выше в 1957-1994 гг., представляет трактовка ЦРУ «четырех типов экономических банкротств, ведущих к расширению неравенства в доходах между богатыми и бедными и представляющих серьезную стратегическую обеспокоенность для США» [24]. Первое место среди них занимает «ловушка бедности». Попав в нее, бедная страна становится слишком бедной для того, чтобы решать задачи достижения устойчивого экономического роста, ибо он зависит от минимальных стандартов в области здравоохранения, образования и инфраструктуры, необходимых для привлечения новых инвестиций и технологий. Второй тип банкротства обусловливается неспособностью государства обслуживать свои текущие долги, третий – кризисом ликвидности, четвертый – кризисом переходного периода, когда «политические и экономические режимы производят фундаментальные институциональные изменения». Как подчеркивается Спецкомитетом ЦРУ, опыт Африки свидетельствует, что «наиболее опасным политическим условием, ведущим к будущему банкротству государства, является состояние перехода».

 

Дж. Сакс не акцентирует внимание на том, что именно «программы структурной перестройки» ВБ-МВФ создают предпосылки для банкротств государств, следующих в русле их предписаний. Его интересует вопрос обеспечения стратегических интересов США в связи с ростом бедных стран и замедлением темпов экономического роста в них, что повышает вероятность взрывоопасных конфликтов. Озабоченность США этой угрозой вполне логична с учетом того, что окончание холодной войны не принесло мира миру. С 1989 г. по 1996 г. на нашей планете зарегистрировано 96 вооруженных конфликтов, 91 из них – это внутренние конфликты, то есть гражданские войны [25]. Однако предложения Дж. Сакса с целью сокращения неравенства не отличаются оригинальностью и сводятся к призыву увеличения помощи США потенциальным странам-банкротам, которая снизилась до 0,1 % ВВП США развивающимся странам и до 0,02 % ВВП США беднейшим странам после холодной войны.

 

К чему приводит иностранная помощь США, наглядно свидетельствует опыт множества стран Азии, Африки и Латинской Америки, тесно связавших свою судьбу с финансовыми, продовольственными, образовательными, военными и иными программами США в ХХ в. Как известно, при капитализме бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Осознание этого факта особенно актуально сейчас, когда США стремятся возвратить мир во времена, которые профессор Колумбийского университета Д. Берджес в 1890 г. характеризовал следующим образом: «Развитые народы обязаны не только ответить на призыв отдельных народов о помощи и руководстве, но также заставить эти народы подчиняться, применив, если потребуется, любые средства» [26]. Пример Югославии убедительно подтверждает, что такой же подход к интерпретации роли помощи во внешнеполитической стратегии США не списан в исторический архив.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Hrushevsky M. The Historical Evolution of the Ukrainian Problem. – London, 1915. – P. 51.

2. Garnett S.W. Keystone in the Arch: Ukraine in the Emerging Security Environment of Central and Eastern Europe. – Wash., DC, 1997. – P. 3.

3. Пороховский А.А. Российский экономический вектор в координатах мирового развития // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2001, № 2. – С. 15.

4. Cooperation South. – 1998, No. 1. – P. 23.

5. Heilbroner R. 21st Century Capitalism. – New York and London, 1993. – P. 55.

6. Populi. – December 1999. – P. 16.

7. Banfield E.C. Here the People Rule: Selected Essays. Second Edition. –Wash., D.C., 1991. – P. 393.

8. Burawoy M. The End of Sovietology and the Renaissance of Modernization Theory // Contemporary Sociology. – November 1992. – P. 784.

9. Долныкова Р.Н. Методология и методика прогнозирования внешней политики несоциалистических государств: Опыт системной организации понятий. – М., 1986. – С. 80.

10. Послання Президента України до Верховної Ради про внутрішнє і зовнішнє становище України у 2000 році. – К., 2001. – С. 25.

11. Соціально-економічне становище України за 2000 рік. Повідомлення Державного комітету статистики України // Статистика України. – 2001, №1. – С. 105-107.

12. Standing G., Zsoldos L. Worker Insequrities in Ukrainian Industry. – Geneva: ILO, April 2000.

13. World of Work. – July 2000. – http//www.ilo.org

14. Послання Президента України до Верховної Ради про внутрішнє і зовнішнє становище України у 2000 році. – К., 2001. – С. 340-341.

15. Карпачова Н.І. Стан дотримання та захисту прав і свобод людини в Україні: Перша щорічна доповідь Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини. – К., 2000. – С. 95-96.

16. World of Work. – July 2000. – http//www.ilo.org

17. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. – С. 19.

18. Коэн С. Провал крестового похода. США и трагедия посткоммунистической России. – М., 2001. – С. 38.

19. Там же. – С. 36.

20. Financial Times. – April 11, 1995.

21. Bourdieu P. Acts of Resistance: Against the New Myths of Our Times. – Cambridge-Oxford, 1998. – P. 29-30.

22. Ibid. – P. 30.

23. Sachs J.D. The Strategic Significance of Global Inequality // The Washington Quarterly. – Summer 2001. – P. 187.

24. Ibid. – P. 189.

25. David S.R. Internal War: Causes and Cures // World Politics. – July 1997. – P. 553.

26. Burgess J. Political Science and Comparative Constitutional Law. – Boston and London, 1890-1891. – Pp. 47-48. – Цит. по: Историография нового времени стран Европы и Америки. Под ред. И.С. Галкина. – М., 1967. – С. 334.

 

"Русская община". Редакция 16.12.2002 

ЧУЖИХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ
(О внедрении в образовательно-воспитательный процесс
программ полового воспитания)

Протоиерей ВЛАДИСЛАВ (Софийчук)

Я хотел бы обратить внимание участников конференции на предмет «Основи безпеки життєдіяльності» (ОБЖ) в курсе школьной программы для 8-го класса, в частности на раздел: « Здоровий спосіб життя» (1, с.6 –50; 2, с.14 – 66) и на предмет биологии в 9 классе СШ (3, с.95 –125, с.131 –132). Разделы представляет собой фактическую реализацию давних программ полового воспитания в курсе предмета «Валеология», которые несколько лет назад под воздействием общественного мнения, ряда публикаций в СМИ, возмущенных обращений родителей и учителей Министерством образования и науки Украины были приостановлены в школах.
Отрицательное отношение населения связано не с половым просвещением подростков, а с содержанием программ, которые явно не соответствуют национальным и культурным традициям украинского народа (в качестве положительного опыта изложения вопросов интимной сферы жизни человека, который не противоречит нашим национальным и культурным традициям можно отметить следующие труды: Зорин К. В. И будут два одной плотью… -- М.: Русский Хронограф, 2004. – 288с.; Что необходимо знать каждому мальчику. – М.:Даниловский благовемтник, 1998. – 224с.).
С какими целями усиленно внедряются в учебные программы по ОБЖ, биологии вопросы полового воспитания, несмотря на возмущение, которое они вызывают у нашего народа? Совершенно ясно, что, однажды развратив человека, вернуть ему целомудрие невозможно: он, как наркоман, становится заложником «безопасного секса». И очевидно, каким семьянином и воспитателем собственных детей будет человек, получивший «половое образование» в том виде, в каком оно преподается в школе.
При подаче материалов об интимных взаимоотношениях детям не сообщаются их традиционные религиозные, этнические или моральные ценности, свойственные украинской ментальности, а дается некая неопределенная их оценка. Напротив, ребенку предлагается на основе полученной информации сформировать свои собственные ценности (моральные представления), связанные с сексуальностью в подростковом возрасте. Основным критерием оценки является применимость тестовых вопросов для конкретного читателя, т.е. индивидуальные (активно формируемые и уже во многом сформированные сексуализированные представления), а не принятые нормы поведения.
Таким образом, программа способствует внедрению в сознание школьника культа “секса” в разнообразных его видах, включая психические расстройства в форме половых извращений и нарушений, растлевает и разрушает устои не только нравственных, духовных, социальных, но и природных, естественных основ жизни подрастающего поколения.
Возрастные, личностные особенности учащихся подростков в данной программе не учитываются; программа безусловно способствует стимуляции и преждевременному раннему развитию половых влечений у учащихся – подростков.
Обезличивающее «обучение», основанное на низших (половых) влечениях (на культе половой жизни, включая ее извращенные болезненные формы) в отрыве от воспитания главной человеческой потребности этого возраста – потребности смысла существования, вызывает отклонения в здоровом развитии личности подростка. Оно может повлечь дисгармонию в развитии личности подростка, отклонения и болезненные изменения психики ребенка.
Как это начиналось.
Еще в 1996 году в Украине принята программа планирования семьи, целью которой является сексуальное просвещение населения. В этом же году фонд Сороса (фонд «Відродження») выпустили мерзкую (другого слова подобрать не могу) книжицу в качестве учебного пособия для учителей под названием: «Секс в житті людини» (4). Многие ее видели, комментировать ее не буду, отвратительная книга.
Как пример начала кампании полового просвещения нашого народа проследим реализацию проекта инновационной медиа-компании «Батискаф» по созданию информационных материалов, способных оказать влияние на сознание целевой группы (молодежь 18 – 25 лет, мужчины, имеющие сексуальные контакты с мужчинами, занятые в секс-индустрии, и их клиенты). Цель кампании (здесь, в самом начале она определяется совершенно откровенно, затем, уже при реализации проекта она лукаво, демагогически вуалируется) : сексуальное поведение и репродуктивное здоровье должны стать частью молодежной субкультуры. Медиа-кампания также направлена на формирвание в обществе терпимости к таким формам сексуального поведения, которые в их сознании считаются «неприемлимыми» или «извращенными». (5, с.1 ) Основным партнером ИМК «Батискаф» выступила Украинская Ассоциация Планирования Семьи (УАПС), а также Международная Федерация Планирования Семьи (МФПС), ЮНИСЕФ, ООН-СПИД (5, с.19.).
Создатели этой кампании цинично и угодливо по отношению к своим спонсорам заявляют: «Новоукраинское поколение объективно не имеет идеалов, на которые оно могло или хотело бы ориентироваться. Молодое украинское государство еще не создало новой системы ценностей для подрастающего поколения. Чтобы убедить 18-20 летних наших граждан в каких-либо положительных ценностях – говорить с ними нужно исключительно на их языке, поскольку другого они не воспринимают – у них нет исторических привычек, исторической памяти, переданной родителями, так привычной для жителей США или Западной Европы» (5, с.3.).
Медиа-кампания стартовала 1 сентября 1998 года одновременно в четырех областях Украины: Днепропетровске, Донецке, Херсоне и Львове при содействии Министерства охраны здоровья Украины. Основными исполнителями и ответственными за реализацию и координацию проекта предполагаются украинская телекомпания Дельта ТВ и УАПС.
Ожидаемые результаты:
- повышение качества информационных, образовательных и коммуникационных услуг, которые подаются различным группам населения;
- осознание широкими слоями населения преимуществ безопасного секса и его роли в предотвращении СПИДа;
- Обеспечение четко определенных групп населения качественными презервативами;
- Подготовка нескольких команд квалифицированных тренеров, способных обучать работников для работы с группами риска;
- развитие навыков образования и самообразования и защиты личных прав в области сексуального здоровья у студентов, гомосексуалистов и занятых в секс-индустрии;
- разработка и использование модели подготовки тренеров, которые будут учить молодых людей, личностей с нетрадиционной сексуальной ориентацией и занятых в секс-индустрии ведению профилактическо-образователаьной работы внутри соответствующих групп;
- создание модели эффективного и тесного взаимодействия различных министерств, неправительственных организаций и СМИ в области сексуального здоровья населения;
- разработка серии проверенных на практике рекламно-информационных материалов для проведения кампании в СМИ и программ полового воспитания для широкого круга.
МФПС совместно с УАПС и британская телекомпания «Доверие к окружению» совместно с украинской телекомпанией Дельта ТВ (которая имеет собственное эфирное время как на национальном, так и местном телевидении многих регионов) должны были создать 9 связанных с тематикой рекламно-информационных роликов, предназначенных для различных групп населения. Кроме того, должен был быть снят документальный фильм, изданы буклеты и плакаты, направленные на пропаганду безопасности в половых отношениях. (5, с.8).
Общая стоимость проекта 397, 21 тысяч фунтов стерлингов на два года, в том числе со стороны фонда Seedcorn – 324,71тысяча фунтов, со стороны МФПС и британской телекомпании «Доверие к окружению» -- 72,5 тысячи фунтов (5, с.5).
На предварительном этапе подготовки проекта предложения о сотрудничестве приходили от большого количества организаций в Украине. Основными партнерами, которые задействованы в проекте, с украинской стороны являются следующие:

Украинская телекомпания Дельта ТВ
Национальный центр планирования семьи (подразделение Министерства охраны здоровья Украины)
Украинская Ассоциация планирования семьи
Национальный комитет по вопросам предотвращения употребления наркотиков и профилактики СПИДа
Академия медицинских наук
Кабинет Министров Украины
Региональные отделения УАПС (5, с.10).

Нет сомнения, что проект был эффективно отработан. И как следствие – реклама безопасного секса по телевидению, издание УАПСом многочисленных брошюр на эту тему (6; 7). На примере того, как действуют западные фирмы, спонсирующие подобные проекты, можно предвидеть, что ждет наш народ в недалеком будущем. Через прессу, телевидение они развращают молодежь, которая становится потребителем "сексуальных услуг" и контрацептивов, жертвами индустрии абортов. Сегодня они добрались и до школьных программ.

Какие традиционные основы нарушают подобные программы?

Подобная ситуация с “секспросветом” в школе сложилась и в России.
Интересный анализ этого явления произвела Ирина Яковлевна Медведева, клинический психолог: Новые модели поведения в образовтельных программах и здоровье детей (8). «Прилюдные разговоры взрослых с детьми на интимные темы в нашей культуре строго табуированы. Целомудрие лежит в самом центре нашего культурного ядра, и растабуирование этой зоны грубо нарушает культурную безопасность.
- Дети и секс оказались для разработчиков данных программ вполне совместимыми, хотя для традиционного сознания само это сочетание звучит дико и кощунственно. А ведь один из весьма эффективных приемов подавления чужой воли и дальнейшего ее порабощения как раз и состоит в том, чтобы ввергнуть человека в состояние шока и тем самым снять его психологическую защиту, после чего он становится послушным воском в руках манипулятора. Именно это и происходит с детьми, прошедшими курс сексуального образования.
- Содомские грехи в программах РАПС объявляются вариантами нормы и называются "сексуальными ориентациями", а вовсе не извращениями, и перечисляются наряду с гетеросексуальностью.
- Внедрение секс-программ изменяет традиционные, веками сложившиеся отношения детей и родителей, нарушает возрастную иерархию, открывает дверь в родительские спальни. Больше того, всячески муссируется неграмотность родителей в вопросах секса и, по замыслу идеологов сексуального просвещения, в недалеком будущем дети должны выступить как учителя для своих родителей и других родственников. Диплом "инструктора по безопасному сексу", выдававшийся подросткам в ряде регионов России (напр. в Хабаровском крае) -- это вовсе не курьез и не очередное проявление маразма наших властей, как кажется некоторым (У нас в Украине реализуются аналогичные проекты. В качестве примера, кроме уже упомянутого медиа-проекта ИМК «Батискаф», можно привести проект «Молодь за здоров’я-2», расчитаный на 2003 –2007 г.г., который финансируется Канадским агентством международного развития. В рамках этого проекта осуществляется подготовка специалистов по формированию здорового образа жизни молодежи в регионах Украины. Что вкладывают авторы в понятие «здорового образа жизни», будет сказано позже). В 1996 году между Всемирной организацией здравоохранения и ЮНЕСКО была подписана декларация "Альянс для развития" (“Здоровье и образование”). В том числе, в данной декларации говорится и о переходе от традиционного обучения и воспитания по линии "родители- дети" к прямо противоположной -- "дети -- родители". Если это произойдет, то гибель культуры обеспечена, ибо будет нарушена преемственность ее передачи.
Симптоматично, что декларация "Альянс для развития" подписана в рамках решений Каирской конференции по народонаселению, на которой обсуждались пути снижения рождаемости в разных странах. Основная идеологическая цель сексуального образования -- изменение традиционных устоев и привычек, что неизбежно приведет к развалу семьи и повальному отказу от деторождения. Традиционная -- в нашем случае православная культура -- является основным препятствием на пути осуществления этого модернистского проекта, и все силы сейчас бросаются на ее слом.
- Внедрение программ сексуального образования грубо нарушает и традиционные отношения между мальчиками и девочками. Под видом отказа от бесполой педагогики детей фактически лишают пола. Отмена стыда стирает границы между полами. Недаром сейчас так активно пропагандируются бисексуальность и перемена пола, поощряется феминизм и щедро субсидируются гендерные исследования, призванные по возможности устранить различия между мужчинами и женщинами.
- Введение сексуального образования неизбежно повлечет за собой психические и сексуальные отклонения, связанные с растабуированием запретов, лежащих в самой сердцевине культуры. Неизбежно и растормаживание нижних этажей психики, где сексуальность соседствует с агрессией. Между прочим, уже сейчас, без всякого сексуального просвещения, 90% новорожденных страдает минимальной мозговой дисфункцией, проявляющейся во множестве случаев в повышенной возбудимости. Что же будет дальше?
- Нарушение внутрисемейных связей приведет к росту неуправляемости и дальнейшей криминализации подростков. Соответственно, нас ожидает и рост подростковой наркомании и подросткового алкоголизма..
- Необходимо учесть и школьные перегрузки. Введение дополнительных предметов, обременение учащихся лишними знаниями ( напр., на уход за ногтями отводится 2 часа, на уход за волосами -- тоже) вызовет лишь повышенную усталость, что вовсе не будет способствовать оздоровлению детей. Если же разговоры о правильном питании и о чистке зубов будут вестись за счет языка, литературы и математики, неизбежно снижение интеллектуального уровня подрастающего поколения. Вместо здоровых и образованных детей мы получим идеальных потребителей контрацептивов, шампуней и проч.
А уж о том, насколько кощунственно звучат разговоры о сбалансированном питании и важности витаминов среди детей, живущих за чертой бедности и говорить нечего! Для чего это делается? Чтобы ребенок, придя домой, колол глаза своей усталой, измученной матери тем, что она его неправильно кормит и у него будет рахит?
Надо учесть и то, что в нашей культуре, с одной стороны не принято фиксироваться на теле и болезнях, а с другой стороны, многие дети, особенно мальчики, и так излишни мнительны. Следовательно, у них будут развиваться ипохондрические неврозы, что в свою очередь спровоцирует психо-соматические заболевания.(Общеизвестны так называемые "болезни второго курса", когда студенты-медики вдруг обнаруживают у себя симптомы тех заболеваний, которые они проходят в институте. Если такое происходит даже со студентами, гораздо более зрелыми и психически устойчивыми людьми, то что же будет со школьниками?)
Короче говоря, так называемые оздоровительные программы не только не выполнят декларируемую цель, но и будут способствовать дальнейшему ухудшению здоровья детей.
И тем не менее, программы упорно навязываются школам. Естественно, возникает вопрос: кому это выгодно?
- Во-первых, фармацевтическим фирмам, заинтересованным в сбыте своей продукции. Это отчетливо просматривается в специфике той или иной программы. Скажем, есть оздоровительная программа, спонсируемая фирмой "Колгейт" -- там очень большое внимание уделено уходу за зубами. В секс-программах, спонсируемых фирмами контрацептивов -- сплошная контрацепция. И т.д. и т.п.
- Во-вторых, это выгодно чиновникам, которые почему-то решили, что им удастся приватизировать наших детей.
- Это выгодно порнодельцам, заинтересованным в расширении своей клиентуры.
- Выгодно все это и организациям, занимающимся установлением контроля над рождаемостью (Фонд народонаселения ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Всемирный банк).
И это в то время, когда в Украине на протяжении последних пятнадцати лет наблюдается глубокий демографический кризис, депопуляция населения, которая сопровождается высокой смертностью, отрицательным приростом населения (в 1995 году -3,5; в 1999 году -2,9) общим старением населения (статистика в отношении демографического состояния Украины приведена по 9-му источнику). Для сравнения обратимся к статистике дореволюционного периода. В конце XIX-го и в начале XX-го веков население, которое проживало на территории современной Украины, т. е. наш народ, имел наибольший коэффициент прироста населения в Европе: 1891-- 1900 г.г. +49,1; 1901—1910 г.г. +44,6; 1911—1913 г.г. +42,9. В советский период показатели рождения в Украине начинают падать. Естественный прирост населения составляет 1940 год +13,0; 1960 г. +13,6; 1980 г. +3,3; 1991 – 0 и далее становится отрицательным.
За период1991 – 2000 г.г. состоялось снижение уровня прироста населения почти на 40%. Уровень рождения компенсирует смертность всего на 62%, что не обеспечивает воссоздание населения. Согласно с современными данными Министерства образования и науки Украины, в 1998 году в 12673 деревнях дети вообще не рождались, а в 2595 селах вообще нет детей возрастом до 5 лет. В 1948 населенных пунктах Украины отсутствуют дети возрастом от 6 до 15 лет. Эти сухие цифры раскрывают перед нами явление вымирания украинского села как колыбели украинского народа и основы национальной культуры.
Согласно статистическим данным, в Украине проживает более 14 млн. семей. Из них только 56,4% имеют детей возрастом до 18 лет. Причем в Украине начинает преобладать однодетная семья, что составляет 60% от общего количества семей. Наблюдается интенсивный распад семьи (если в 1990 году разрушалось около 40% семей, то в 1998 году разрушалось 58% семей, а в 2000 году разрушалось 72 % семей).
Сокращается количество семей, которые официально регистрируются: с 9,5 до 5,5 семей на 1 тысячу личностей, возникает разрушительное явление внебрачной семьи.
Средний возраст вступления в брак увеличивается. За последние десять лет почти вдвое сократилось количество семейных людей в возрастных группах от 16 до 24 лет.
Настоящей катастрофой является проблема абортов, которая возникла еще в советские времена. Ежегодно молодые матери Украины убивают сотни тысяч своих детей! Так в 1993 году женщинами Украины было сделано 833452 аборта, а в 2002 году -- 323343. Кажущееся уменьшение их количества объясняется губительной деятельностью Национальной программы планирования семьи и национальной программы «Репродуктивное здоровье 2001 – 2005 г.г.», пропаганды контрацепции (большинство видов которой обладает абортивным действием), разработанными западными стратегами уничтожения нашего народа и воплощаемыми... самим народом!
Какой путь дальнейшего развития мы выбираем для себя: путь вырождения или путь возрождения? Пока что ответ на этот вопрос звучит неутешительно. Его можно услышать и увидеть в результатах целенаправленных психологическо-педагогических исследований. Даже в благополучных семьях только 10% мальчиков и 11% девочек развиваются нормально соответственно со своим возрастом, третья часть от общего количества являются благополучными детьми, 13% мальчиков и 29% девочек имеют серьезные отклонения в нравственно-духовном развитии, а 13% мальчиков и 7% девочек уже требуют скорой педагогической, психологической помощи.
- Ну, и конечно, сексуальное просвещение детей выгодно антихристианским силам, заинтересованным в том, чтобы ввергнуть мир в бездну неоязычества. В нашу страну все активнее проникает идеология "Нью-Эйдж" ("Новый век"), по своей сути антихристианская, направленная на воскрешение "ветхого человека". Для "нью-эйджеров" тоже характерен крайний индивидуализм (один из их постулатов гласит: "Невозможно по-настоящему любить другого, если не любишь себя", а "я" провозглашается частью Высшей Реальности), отказ от традиционных религий и традиционных духовных ценностей, эклектизм, разговоры о приоритете общечеловеческого духовного пространства и об условности религиозных границ, пристальное внимание к телу и его отправлениям. В последние годы приверженцы "Нью-Эйдж" все чаще выступают в роли психотерапевтов, владеющих разными техниками, которые якобы помогают людям в поисках смысла жизни и ее духовного измерения. Активно проникают они и в образование, и в сферу профилактической медицины, предлагая с виду безобидные оздоровительные мероприятия, а на самом деле стремясь склонить людей на свою сторону, исподволь прививать им антихристианские взгляды.
Так что если мы допустим, чтобы наши дети усвоили "новые модели поведения", мы рискуем довольно быстро оказаться в мире “инферно”, ибо мир, отвернувшийся от Христа, неизбежно оказывается во власти Его антагониста.

Горький опыт других стран
Активные попытки интеграции полового просвещения в школьные предметы формирует сексуальное поведение ребенка и отвергает нормы, принятые не только в отечественной, но и в большинстве национальных культур мира, поскольку ранние половые связи влекут за собой не только нравственные, но и серьезные политические и экономические проблемы. Кстати, американские коллеги, имеющие богатый опыт сексуального образования, показывают в последние десятилетия, что наибольшую воспитательную эффективность демонстрируют те учебные программы, где воздержание стоит не только на первом месте, но и подкрепляется нравственными постулатами религиозного характера. Мало кому известно, что в Америке - родине сексуальной революции, в полной мере вкусившей ее плоды, еще в 1981 году был принят закон о применении нравственно-ценностного подхода к половому воспитанию. По мнению американских исследователей, педагогов и психологов, только объединение усилий средств массовой информации, школы и церкви способно обеспечить эффективность учебных программ полового воспитания, а это значит уменьшение количества нежелательных беременностей, венерических заболеваний, случаев СПИДа и пр.
В США введение уроков сексологии в школах привело к возрастанию подростковых изнасилований, беременностей, абортов (кстати, МФПС великодушно организует для школьниц аборты в урочное время - чтобы не знали родители).
Согласно данным всемирно известного доктора Кинси (9, с.5), американская культура резко пришла в упадок. По разным причинам тут не работает больше половины работоспособного по возрасту населения. Самих американцев поражает интеллектуальный упадок: половина взрослого населения страны не способна написать письма. Весьма трагичными для США явились следствия половой распущенности – только наркоманов здесь 60 миллионов, психиатрической помощи требуют 37 миллионов американцев, больше половины больничных коек заняты душевнобольными.
Сейчас на уровне правительства США пропагандируется семья, девственность до брака, воздержание -- взамен плодов сексуальной революции. А мы считаем, что если отправили ребенка в школу, то можем быть спокойны - там его плохому не научат. Научат, к сожалению, если мы будем к этому безразличны.
Доцент Российской Медицинской Академии (РМАПО), эксперт Всемирной организации здравоохранения В.М.Маслов провел сравнительный анализ двух существующих концепций полового просвещения американских школьников "Обучения контрацепции" и "Обучения воздержанию" (10).
В его работе представлено соотношение финансирования программ планирования семьи и беременностей и абортов у девушек 15-19 лет в США:
чем больше денег вкладывается в программы "Обучение контрацепции", тем
больше число подростковых беременностей и абортов.
В 1996 году Конгресс США постановил (публичный закон PL 104-193, известный как "Социальная реформа"): брак - основа процветающего общества;
законом вместо программ "Обучение контрацепции" вводится программа
"Обучение воздержанию", на реализацию которой ежегодно (в 1998 - 2002 годах)
выделяется по 50 миллионов долларов. Деньги распределяет Бюро здоровья матери
и ребенка по заявкам штатов. На каждые 4 доллара, поступившие от Федерального
правительства, штаты дополнительно выделяют 3 доллара. Деньги используются
на реализацию программ "Обучение воздержанию", а также, по усмотрению штата,
на руководство, консультирование и обследование взрослых с целью содействия
половому воздержанию, фокусируя работу на группах с высоким риском рождения
детей вне брака.
Термин "обучение воздержанию" означает образовательную или мотивационную программу, которая имеет исключительной целью раскрытие тех положительных сторон жизни (социальных, психологических и связанных со здоровьем), которые могутбыть реализованы благодаря половому воздержанию.
Департамент здравоохранения и социальной помощи США установил для штатов с
количеством абортов ниже показателей 1995 года премии: пять по 20 миллионов
долларов - штатам с наименьшими показателями внебрачных родов, а премию в 25
миллионов долларов - штату с самым низким числом внебрачных родов.
В Вашингтонском отделении "Лучших друзей” (Best Friends) только одна из 400
девушек забеременела с тех пор, как наналась программа. Для таких же групп
девушек среднее число беременностей в штате колеблется между 20 и 70. Одна из
девушек объяснила: "Я хочу сохранить свою девственность для человека, с
которым вступлю в брак... И я хочу, чтобы мой ребенок имел отца." (L. Witham,
1993).
Попытки реализовать половое воспитание завершались полным провалом и в других развитых страна. Яркий пример этому – длительный негативный опыт Швеции. История школьного полового воспитания насчитывает в той стране 100 лет. Уже в начале XX века сторонники распространения среди молодежи «жизненно необходимых научных знаний» начали проводить открытые лекции на темы анатомии и гигиены половой жизни, а в прессе стали пропагандировать способы контрацепции. Вскоре к дискуссии присоединились и учителя, однако попытки изменить образовательное законодательство оставались неудачными до 1938 года.
Сначала шведы избрали «научный» вариант курса «Половое воспитание», рассказывая детям и подросткам про половую физиологию, контрацептивы, способы защиты здоровья и эффективные способы получения полового наслаждения (!). Очень мало говорилось про семью, про общечеловеческое равновесие между личным и общественным, между желаниями и обязанностями развитого человека.
Последствия этого эксперимента нельзя назвать иначе, чем ужасными или катастрофичными. В условиях одного из наивысших в мире уровней жизни и полной безопасности (напомним, Швеция не принимала участия войнах уже несколько столетий) страна смогла аккумулировать большинство антирекордов:
- наибольшее в мире количество психических болезней (1970);
- очень высокий уровень самоубийств (1971);
- невиданную по высоте волну венерических болезней (1965 – 1970);
- постоянное увеличение беременности девочек-подростков;
- массовость абортов, увеличение количества рожденных детей до брака (1974 – 28% от общего количества);
- рост актов вандализма и агрессии среди молодежи;
- расширение форм сексуальности, которые ведут к деградации и самоуничтожению личности (www/rfsu.su).
С середины 1970-х шведы вынуждены были значительно изменить содержание курса «Половое воспитание». Предварительный информационный акцент был заменен воспитательным, формированием высокой нравственности и «непотребительского» отношения к партнеру. Краткое название «Половое воспитание» уступило длинному – «Подготовка к половым и межличностным связям». К делам воспитания и ведения занятий в школах были привлечены представители церкви (в Швеции преобладает лютеранство), значительно усовершенствовали и расширили использование современных обучающих технических средств (кино, телевидение).
Однако все эти усилия так и не исправили ситуацию, не ликвидировали последствия периода «научного полового информирования». Поэтому в 1990-х годах Швеция вынуждена была тратить большие средства на медицинские консультации, своевременную обязательную диагностику и комплексное лечение подростков обоих полов. Все это дало возможность частично избавится от наихудших результатов «практического эксперимента», но так и не вернуло общественную мораль в сферу половых отношений «добрых старых стандартов», которые существовали до появления кино и телевидения (11, с. 164 –165).


Что нас ждет завтра.
В рамках нового ученого стандарта в общеобразовалътельных учебных заведеннях введен предмет «Основи здоров’я і фізична культура»1 – 11 кл., (К., “Початкова школа”, 2001 р.). Учебники для этого предмета разработаны только до 4 класса включительно (Наказ Міністерства освіти і науки України № 1/9-382 від 21.07.04 ). Поскольку темы, связные с половым воспитанием могут рассматриваться в 8 – 9 кл., то они сейчас находятся в стадии разработки. Темы полового воспитания для этого предмета готовятся по учебным пособиям, уже апробированным социальными службами, «специалистами по формированию здорового образа жизни молодежи в регионах Украины». Эти пособия издаются Державним інститутом проблем сім ї та молоді, Українським інститутом соціальних досліджень, УАПСом на деньги западных «партнеров».В качестве примера такого учебника можно привести уже упомянутое нами издание, осуществленное в рамках украинско-канадского проекта «Молодь за здоров’я-2» (2003 — 2007 г.г.). Книга называется «Формування сексуальної культури молоді» (12).
Щадя нравственное чувство читателя, цитирую авторов этой книги выборочно. Среди прочего в этой книге есть следующие сентенции: «Протягом багатьох сторіч те, що було пов’язане з плоттю, перебувало у конфлікті з духовними цінностями релігії, яка ще два тисячоліття тому почала свою переможну ходу світом» (с. 6).
«Оскільки традиційне виховання надало більшості суб’єктів культури в нашому суспільстві перекручене уявлення про сексуальність, треба починати з доведення правдивості відомостей щодо її місця і значення в житті окремої людини і всього суспільства» (с.9).
«Лібералізація сексуальних стосунків дає змогу задовольнити потребу інтимного спілкування, кохання, а також сексу й поза шлюбом. … Тож наявність дошлюбних сексуальних стосунків у подружжя в певному сенсі можна розглядати як позитивний момент у підготовці сімейного життя» (!) (с.47).
«Мотивація ж позитивного ставлення до таких відносин (дошлюбних сексуальних стосунків) свідчить не про низький рівень моралі серед молоді, а про їхнє реалістичне і прагматичне ставлення до сімейного життя»(?) (с.48).
«Статевий потяг не повинен пригнічуватися, а навпаки – заохочуватися, проте через морально та педагогічно припустимі способи його задоволення у міжособистісному спілкуванні з особами протилежної статі» (с.71).
Авторы очень подробно рассказывают про «Феномен людської сексуальності, вісники статевого дозрівання» (с.16 –18.), «Культуру використання контрацептивних засобів» с явными признаками рекламы последних (с.33 – 40), «Альтернативні форми сексуальної активності» (с.41 –42), «Анатомія і фізіологія статевих органів» (с.75 – 90), «Фізіологія і психологія сексуальних реакцій» (с.91 – 95), однако в небольшом, в пол страницы разделе «Ступінь безпеки при різноманітних видах сексуальних контактів» они умудрились подать все мыслимые сексуально озабоченным сознанием половые извращения, причем с тошнотворными подробностями последних (с.40 – 41).
Что мы можем сделать?
- Согласно Конституции Украины (Статья 23) «Кожна людина має право на вільний розвиток своєї особистості…» (13, с.1), следовательно, никто не имеет права заставлять учить меня, или моих детей тому, что противоречит моим убеждениям, моему мировоззрению. Конвенция прав ребенка (принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицирована Украиной 27 сентября 1991 г.) признает «право дитини на свободу думки, совісті і релігії», при этом признает «права й обов’язки батьків керувати дитиною в здійснені її права» (Статья 14; (13, с19)), поскольку: «Батьки або у відповідних випадках законні опікуни несуть основну відповідальність за виховання і розвиток дитини». (Статья 18; (13, с19)).
- Кроме того, Декларация прав ребенка, которая была провозглашена ООН 20 ноября 1959 г. (Принцип 7) провозглашает: «…Якнайкраще забезпечення інтересів дитини має бути керівним принципом для тих, хто відповідає за освіту і навчання; ця відповідальність лежить насамперед на її батьках.» (13, с.17). Значит, на родителях лежит отвецтвенность наилучшего обеспечения интересов детей, и это должно быть основным руководящим принципом для тех, кто отвечает за образование и обучение детей. Закон України про охорону дитинства, стаття 12, та Закон України про освіту, стаття 59 признают приоритет семьи в вопросе становления личности ребенка: «Виховання в сім’ї є першоосновою розвитку особистості дитини» (13, с.35,65).
- Конвенция прав ребенка Генеральной ассамблеи ООН свидетельствует: «Освіта дитини має бути спрямована на виховання поваги до батьків дитини, її культурної самобутності, мови і національних цінностей країни, в якій дитина проживає» (Статья 29; 13, с.21)). К тому же обязывает и Закон України про освіту, стаття 20: «Розробка навчальних програм, що застосовуються в навчальних закладах, повинна базуватися на найкращих здобутках людства у сфері культури, засадах моралі та добра, національних духовних традиціях» (13, с.36). На какие такие национальные ценности или самобытность нашего народа направлены уроки сексуального просвещения? Кто из наших великих педагогов или великих представителей украинского народа стали великими благодаря половому просвещению? А о горьких плодах полового просвещения в других развитых странах говорилось выше.
- Согласно с Законом України про середню освіту, родители являються полноправными учасниками учебно- воспитательного процесса – Стаття 50 (13, с. 64), а также: «Батьки або особи, які їх замінюють мають право звертатися до відповідних органів управління освітою з питань навчання і виховання дітей, захищати законні інтереси дітей» -- Стаття 29 (13, с.82).
Опираясь на отечественные и международные, принятые Украиной правовые акты в сфере защиты прав ребенка родители имеют право:
- требовать от представителей высшей государственной власти, Министерства образования и науки Украины приведения школьных программ, касающихся здоровья человека в соответствие с самобытностью и национальными ценностями Украины;
- написав соответствующее заявление директору школы освободить своего ребенка от уроков, на которых рассматриваются вопросы полового просвещения в том виде, в котором они преподаются на сегодняшний день;
- сотрудничать с родительскими комитетами школы, города в вопросах обозначенных выше (в случае непонимания, родители имеют право создавать независимые родительские комитеты).
Чужих детей не бывает. Потому что дети – наше будущее. Если мы сегодня не сумеем защитить их от растления, то у нас нет будущего.


Список использованной литературы:
1.Воронцова Т. В., Репік І. А. Основи безпеки життєдіяльності: Підручник для 8-го класу. – К.: Алатон, 2004 – 144 с.
2. Омельченко Л. П. Основи безпеки життєдіяльності. 8 клас: Плани конспекти уроків. – Харків: Веста: Видавництво «Ранок», 2002. – 304 с.
3. Шабатура М. Н., Мотяш І . Ю., Мотузний В. О. Біологія людини. 9 клас: Підручник для загальноосвітніх навчальних закладів. – К.: Ґенеза, 2001.
4. Освітня программа життя для шкіл -- Навчання здорового способу. Курс «Секс в житті людини». Фонд Сороса, фонд «Відродження».Координатор програми: Олена Січкар. К.: Абрис, 1996 -- 88 с.
5. ИМК «Батискаф». План информационно-просветительной кампании программы репродуктивного здоровья и безопасности сексуального поведения молодежи в Украине./ Брошюра /.
6.УАПС. Безпечна поведінка. Інформаційний посібник для підлітків та молоді. К.: ВЦ «Сім’я»,1999.-56 с.
7. УАПС Формирование навыков безопасного сексуального поведения у подростков. Материалы для тренинга. Херсон:1998.-54с.
8. Новые модели поведения в образовтельных программах и здоровье детей. htt://pms.orthodoxy.ru/index.htm.
9. Скутіна В. І., канд. пед. Наук , зав. Кафедри педагогіки Переяслав-Хмельницького ДПУ ім. Г. Сковороди. Криза сучасної сім’ї в Україні та шляхи виходу з неї.//Доповідь на конференції в Переяслав-Хмельницькому ДПУ 20 жовтня 2004 р.).
10. Сравнительный анализ двух моделей полового просвещения американских школьников./Доклад эксперта Всемирной организации здравоохранения, доцента Российской Медицинской Академии(РМАПО) В. М. Маслова /. Ошибка! Источник ссылки не найден.)
11. Корсак К. В. Приховані небезпеки статевої освіти// Освіта і управління.—2003. -- № 1.
12. «Формування сексуальної культури молоді» под общей редакцией канд. екон. наук О. О . Яременко. (5.Формування сексуальної культури молоді / Балакірєва О.М., Галустян Ю. М., Коре гін О. Я.,Новицька В.П., Цисар І., Яременко О. О. – К.: Державний інститут проблем сім’ї та молоді, Український ін-т соціальних досліджень, 2004. – Кн. 9. – 132 с. – (Сер. «Формування здорового способу життя». У 14 кн.).
13. Збірник нормативно-правових актів у сфері захисту прав дітей. – К.: ЮНІСЕФ, Державний комітет України у справах сім’ї та молоді, 2003. – 412 с.
 

 

Назад

Hosted by uCoz