Судебная Система Украины. Общая информация.

Судебная система Украины состоит из Конституционного суда Украины и судов общей юрисдикции. К последним относятся местные суды районные, городские, апелляционные суды, которые рассматривают гражданские и уголовные дела, административные суды, формирование которых еще не закончено, а также хозяйственные суды, которые рассматривают споры между субъектами хозяйствования. Высшим звеном судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины, который состоит из палат по уголовным, гражданским делам, а также Военной палаты.

          Все нормативно-правовые акты Украины подчиняются строгой иерархии. Наивысшую юридическую силу имеет Конституция Украины (основной закон), где закреплены основные принципы государства, права и обязанности личности и гражданина, государственное устройство. Следующими по иерархии являются законы Украины, которые принимаются исключительно Верховной Радой Украины и подписываются Президентом Украины, далее следуют подзаконные акты -  акты Президента Украины (указы и распоряжения), Кабинета Министров Украины (постановления и распоряжения), Верховной Рады Украины (декреты и постановления), акты министерств и ведомств (инструкции, правила, приказы), акты органов местного самоуправления, локальные акты (акты предприятий, учреждений, организаций). Нормативно-правовые акты, которые имеют низшую юридическую силу не могут противоречить актам, имеющим высшую юридическую силу, т.е. к примеру если подзаконный акт противоречит закону, то в месте противоречия действует положение закона. В структуру законодательства Украины также входят международные договора, ратифицированные, т.е. подтвержденные Верховной Радой Украины, в случае противоречия их с законами Украины, действуют нормы международных договоров.

          В зависимости от сферы спора судопроизводство ведется в уголовном, гражданском, хозяйственном или административном процессе. Уголовное судопроизводство ведется по факту совершения преступления; гражданский процесс ведется по делам о защите прав, свобод и интересов, которые возникают из гражданских, жилищных, земельных, трудовых правоотношений; хозяйственный процесс ведется по делам, сторонами в которых являются юридические лица либо граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в предусмотренном законом порядке приобрели статус субъекта предпринимательской деятельности; административный процесс осуществляется по делам, где одной стороной является государственный орган.

          Гражданские и хозяйственный иски подаются истцом (лицом, которое подает иск) либо его представителем в письменной форме  непосредственно в суд первой инстанции (местным судам). Исковое заявление должно содержать в себе:

1)   наименование суда, в который подается заявление;

2)   имена (наименования) истца и ответчика, а также их представителей (если такие имеются), их месторасположение;

3)   содержание исковых требований;

4)   цену иска относительно требований имущественного характера;

5)   описание обстоятельств, которыми истец аргументирует свое требование;

6)   указание доказательств, которые подтверждают каждое обстоятельство;

7)   ведомости о мерах досудебного урегулирования спора, если такие имели место;

8)   перечень документов, которые прилагаются к заявлению.

Суд первой инстанции рассматривает дело в течение не более 2 месяцев (в спорах об алиментах – в течение одного)  и выносит по нему решение или определение. Если одна из сторон не согласна с решением суда, то возможно опротестовать решение в апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе лицо излагает нарушения, допущенные в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, которые и привели к неправильному решению по делу. Апелляционная жалоба подается в апелляционные суды через суд первой инстанции в течение 10 дней после оглашения решения по делу.

Решение, уже вступившее в силу может быть опротестовано в кассационной инстанции  - в Высшем хозяйственном суде (в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу) и в Верховном суде Украины (в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу). При несогласии одной из сторон с решением по делу, принятым Верховным судом Украины, сторона может подать иск в международные судебные инстанции, в частности в Европейский суд по правам человека в течение 6 месяцев с момента вынесения окончательного решения по делу.

Схема судоустройства Украины

 

           1. Конституционный суд Украины (КСУ) – единственный орган конституционного судопроизводства в нашей стране. Основной функцией данного суда есть проверка законодательства Украины на соответствие основному закону Украины, т.е. Конституции Украины. Деятельность регулируется законом Украины «О Конституционном суде Украины» от 1996 г. В составе КСУ 18 судей, 6 из них назначаются Президентом Украины, 6 –Верховной Радой и 6 – Всеукраинским съездом судей. Судьи назначаются на срок 9 лет без права переизбрания. 

           2. Суды общей юрисдикции формируются в соответствии с Законом Украины «О судоустройстве» от 07.02.2002 г.

          3. Верховный суд Украины – высшее звено в системе судов общей юрисдикции, в своем составе он имеет палаты по уголовным, гражданским, административным, хозяйственным  делам, а также Военную палату. Верховный суд является единственной кассационной инстанцией, т.е. пересматривает решение судов, которые уже вступили в силу. Невозможно рассмотрение дела Верховным судом как судом первой инстанции.

          4. Высшие специализированные суды – в Украине это Высший хозяйственный и Высший административный суды. В хозяйственном процессе рассматриваются споры между юридическими лицами, а в административном процессе одной из сторон является орган государственной власти. Система административных судов еще не сформирована, действует только Высший административный суд, на местах эти дела рассматриваются местными судами.

          5. Специализированные суды– это на данный момент хозяйственные суды (бывшие арбитражные), они формируются на областном уровне.

          6 -7. Система военных судов – пережиток от советского времени, в ближайшее время данные суды возможно будут упразднены. Это специальные суды для военнослужащих постоянной и срочной службы.

          8. Апелляционные суды – бывшие областные суды. В апелляционной инстанции производится пересмотр решений суда, не вступивших в законную силу. Апелляционные суды также являются судом первой инстанции для особо сложных дел, а также для некоторых категорий уголовных дел.

          9.  Местные суды – это суды первой инстанции для уголовных, гражданских, трудовых, жилищных, земельных и семейных споров. Это городские, районные, межрайонные, а также районные в городах (города областного значения).

 

          В Украине существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти независима от другой, но все они имеют некоторое влияние друг на друга. Также надо отметить, что Президент Украины не входит ни в одну ветку власти, а является гарантом соблюдения прав и свобод. Также ни в одну из ветвей власти не входит прокуратура, она также советский пережиток, т.к. сфера ее влияния не соответствует демократическому курсу нашего государства. На прокуратуру возложена функция контроля, прокуратура функционирует по закону от 1991 г.. Генеральный прокурор Украины назначается парламентом по подаче Президента. Служба безопасности Украины также не входит ни в одну ветку власти, глава СБУ назначается Президентом Украины, деятельность СБУ регулируется законом от 1992 года.

 

 

 

          Особо надо сказать  о независимости судебной власти. Законодательная власть лишь частично влияет на нее, назначая судей Украины на первый пятилетний срок, по истечению которого судьи для последующей работы назначаются Президентом. Исполнительная власть не воздействует на суд, особо надо отметить, что МВД как часть исполнительной власти никакого отношения к судебной власти не имеет, даже разбирательство по уголовному делу в суде  не зависит от МВД, которое лишь проводит следствие по некоторым категориям дел.

          Также необходимо отметить то, что лишь парламент принимает законы, другие рады на местах хотя и принимают решения, но они ни в коем случае не являются законами. Данные решения распространяются лишь на местную территорию и не могут противоречить закону.


Вверх    

 



Hosted by uCoz