К вопросу итогов года 2006

 Налоговая политика

С 2007 года принят закон об увеличении налога с доходов физических лиц с 13 до 15 %. Планируется поступления по данному налогу в размере 8 млрд. грн. Что составляет приблизительно 16-ю часть от общего фонда государственного бюджета.

<Справка> бюджет 2006 года: расходы – 138,25 млрд. грн., доходы – 125,79млрд. грн.>

По данным Госкомстата, численность занятого населения в возрасте 15 - 70 лет в І полугодии 2006 года составила 20,7 млн. человек. Из них около половины – бюджетники. Уровень безработицы, определенный по методологии МОТ, составил 6,8% экономически активного населения. Средняя заработная плата по состоянию на июль 2006 года равна 1078,86 грн. Фонд оплаты труда составляет: 20’700’000*1078.86 = 22’332’402’000. Отчисления в бюджет по ставке 13% в среднем ежемесячно составят: 2’903’212’260.

<Примечание> Минимальная зарплата не соответствует прожиточному минимуму 400 к 492грн. соответственно. Прожиточный минимум определен неадекватно условиям жизни. Фонд оплаты труда минимален. Соответственно бюджет наполняется с минимальных показателей.

Налог на прибыль 25%, в 2006 году мобилизовано 25 млрд. 358,2 млн. гривен. //fact.in.ua//

НДС – 20%. В 2006 году поступления от НДС в бюджет за 11 месяцев составили 27,8 млрд. грн. Что на 30% больше поступлений за аналогичный период прошлого года. Около 21 млрд. грн НДС за тот же период возмещено экспортерам. Разница составила: 6,8 млрд. грн.  Не возмещено 2,5 млрд. НДС «фиктивного происхождения».

НДС – как налог, сдерживающий потребление должен быть диверсифицирован по отраслям. Минимальные ставки должны быть на продукты питания и другие предметы жизненной необходимости. Так, диверсифицированный НДС успешно взимается в Чехии, 5% на продукты питания.

<Примечание> Налоги НДС, налог на прибыль, НДФЛ – принято считать «китами» бюджета государства. В совокупности, ежегодное наполнение налогами по 2006 году составляет: 6,8 млрд. + 25,3 млрд. + 1,45*12 = приблизительно 68 млрд. грн..

<Примечание> Ежегодно убыточно работают около 37% предприятий [Госкомстат], что свидетельствует о несовершенстве налоговой политике и законодательстве.

<Примечание> По озвученным Президентом Украины В. Ющенко данным в 2005 году  уровень теневой экономики в Украине свыше 50%.

<Примечание> Внимание к вопросу таможенного контроля и пошлинных сборов.

<Примечание> Налоговая реформа, предусматривающая полноразмерные налоговые отчисления. Таковым может быть «Диверсифицированный по отраслям и видам деятельности налог с оборота» обсуждавшийся в конце 2005 года.

<Примечание> Всемирный банк и PricewaterhouseCoopers проанализировали уровень налоговых ставок и методы сбора налогов в разных государствах мира. Лучшей страной для налогоплательщиков признаны Мальдивы, в числе худших - Украина и Беларусь. 

 Пенсионный фонд – 32,3%. Планируется ликвидировать пенсионный фонд в 2008 году. (Азаров).

 

Бюджет государства и его основные приоритеты

Сравнительные данные использования Бюджета Украины 2005 года. Расходы: 114080,9млн.грн. Доходы: 106135,4 млн.грн.

Сравним выборочно финансирование Здравоохранения, Образования, Науки с финансированием законодательных, исполнительных и правоохранительных органов, существование которых обязано результатам деятельности трудовых человеческих и интеллектуальных ресурсов государства: Расходы по функции. В таблице приведены средства в миллионах гривен

Расходы

Госбюджет 2005 - Тимошенко

1

ВСЕГО

114080,9

2

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

15984,2

3

Функционирование высших руководителей

1170,9

4

Функционирование исполнительной власти на местах

1006,4

5

Судебная система и органы юстиции

2752,0

6

Обеспечение деятельности финансовых, налоговых органов и органов надзора

5882,6

7

Обеспечение выборов

82,2

8

Резервные фонды

1011,5

9

Международные отношения

643,7

10

Обслуживание государственного долга

3434,8

11

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

6061,7

12

ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

9453,3

13

Органы прокуратуры

442,6

14

Органы внутренних дел

3927,2

15

Органы безопасности

1164,3

16

Органы пограничной и таможенной службы

1840,5

17

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС

2078,7

18

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

15764,2

19

Общеэкономические вопросы

974,3

20

Топливо и энергетика

4461,9

21

Транспорт и связь

3830,1

22

Сельское хозяйство

5644,8

23

Лесное хозяйство

216,4

24

Водные ресурсы

576,1

25

Жилищно-коммунальное хозяйство

60,6

26

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

267,1

27

ОБРАЗОВАНИЕ

7526,0

28

НАУКА

1202,9

29

КУЛЬТУРА, СМИ

1098,5

30

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ

3644,4

31

Здравоохранение

3146,2

32

Спорт и вопросы молодежи

498,2

33

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

26944,8

34

Пенсионное обеспечение

24020,4

35

Социальное обеспечение

2924,4

36

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

26133,9

[Энциклопедия Википедия – Бюджет Украины 2005г.]

 

Необходимые приоритеты государственной поддержки через финансирование:

*Целевых программ на развитие новых технологий в энерго производстве, потреблении, инвестиции в человеческий фактор – поддержка научных разработок в виде грантов и т.п. адекватных рыночному спросу и экономическим потребностям.

*Поддержка сельскохозяйственного производителя через инструменты приемлемых займов с минимальной процентной ставкой, а так же технологической оснащенности и методов «умного» подхода в посеве и сборе урожая для обеспечения в первую очередь собственных потребностей в продуктах естественного происхождения.

*Программа, которая позволит акцентировать внимание на постепенном замещении сектора производства, сектором интеллектуального потенциала и создания технологий, продуктов для внутреннего потребления, а так же экспорта -не содержащего сырьевую основу.

         *Энергетическая стратегия Украины до 2030 года одобрена Президентом. Это предполагает контроль выделения средств на её развитие.

*Государственный долг Украины вырос в 2006 году до 63 млрд. грн., что в расчете на 20,7 млн. трудоспособного занятого населения составляет около 3043 доллара США и означает дополнительную налоговую нагрузку, которая будет отражаться в Бюджете государства. 

* Бюджет 2007 принят из расчета стоимости газа 130 долларов США за тыс. куб.м. курсе доллара 5,1 грн. к 1 доллару США. Справка: Бюджет государства на 2007 год принят: доходы - 147,888 млрд. грн., расходы – 161,819 млрд. грн.

*Госбюджетом 2007 года предусмотрены 2,8 млрд. грн. на модернизацию производства, технологического перевооружения, внедрение энергосберегающих технологий.

Тезисы из отчета Счетной Палаты Украины за 2004 год. Киев 2005.

Анализ результатов проведенных в 2004 году контрольных и контрольно-аналитических мероприятий показывает, что большинство бюджетных правонарушений приобрели системный, общий характер и повторяются из года в год. Их можно классифицировать по следующим обобщенным видам:

использование средств Государственного бюджета Украины с нарушениями Закона Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства";

наличие завышенных ассигнований и излишне полученных средств в связи с необоснованным составлением сметных назначений;

отвлечение средств государственного бюджета в дебиторскую задолженность на продолжительное время и оплата бюджетными организациями невыполненных услуг, работ, неполученных товарно-материальных ценностей;

планирование расходов государственного бюджета при отсутствии правовых оснований;

несоблюдение принципа пропорциональности финансирования (распределения) бюджетных средств;

занижение сумм доходов и расходов бюджета;

нарушения, связанные с использованием средств, предусмотренных госбюджетом на капитальные вложения;

перераспределение средств между бюджетными программами и кодами экономической классификации;

нецелевое использование средств государственного бюджета, предусмотренных на выполнение государственных программ;

незаконное принятие решений Кабинетом Министров Украины о выделении средств из резервного фонда государственного бюджета;

недоплаты (недосчеты) в бюджет по результатам финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования;

ненадлежащее ведение бухгалтерского учета; неоприходование по учету стоимости материальных ценностей и средств; занижение в учете стоимости основных средств и других товарно-материальных ценностей;

использование средств с нарушением государственных строительных норм;

бюджетные нарушения, связанные с размещением и выполнением государственного заказа;

содержание небюджетных учреждений и организаций за счет средств госбюджета;

нарушения, связанные с задолженностью местных бюджетов перед государственным;

незаконное увеличение объемов дотаций и субвенций;

нарушения при использовании средств межбюджетных трансфертов.

Следует также констатировать, что, исходя из опыта проведения контрольно-аналитических и экспертных мероприятий, сложились и определенные системные виды неэффективного использования бюджетных средств. Так, в 2004 году наиболее характерными были следующие нарушения:

неэффективное использование средств государственного бюджета в результате принятия необоснованных управленческих решений;

неэффективное управление бюджетными средствами путем их длительного удержания без использования на регистрационных счетах распорядителей бюджетных средств и на текущих счетах подведомственных организаций, а также длительного неиспользования финансирования из государственного бюджета;

неэффективное использование средств иностранных целевых займов;

неэффективное использование средств на приобретение основных фондов (оборудования);

неэффективное использование бюджетных средств, предусмотренных на создание интервенционного фонда;

неэффективное использование бюджетных средств на подготовку специалистов.

“Наиболее распространенным видом бюджетного правонарушения, который выявляли в ходе проведения Счетной палатой почти каждого второго контрольного мероприятия в течение отчетного года, было использование средств Государственного бюджета Украины с нарушениями Закона Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства". Общие объемы таких правонарушений в 2004 году составили 387,3 млн. грн. (7,7 проц. общей суммы незаконного использования бюджетных средств).

 

[Счетная Палата Украины]

<Примечание> Основной приоритет политики реформы административной и налоговой должен акцентировать внимание на целевом использовании средств полученных в результате налоговых отчислений с предоставлением отчета и результатов налогоплательщикам через СМИ. Это будет единственным критерием, который определит движение экономики из «теневого» в «светлый» сектор. Для налогов любого уровня.

 

Банки и роль банковской системы

 

Кредитование юридических лиц. Кредитование физических лиц. Процентные ставки и их влияние на экономику.

Политика кредитования должна учитывать сдерживающий фактор для потребительской активности и стимулирующей для – производственной. Таким образом, ставки кредитования должны быть минимальны для инновационных проектов в сфере новых технологий и производства, и максимальными в пределах расчетных (диверсифицированных) значений для потребительских кредитов населения. Ставка НБУ, которая оказывает влияние не только на рост денежных агрегатов, но так же и является главным фактором доступности кредитов в экономике, должна быть оптимальной, как в странах, где предполагается стабильное и планомерное функционирование экономики: характерные примеры экономик развитых стран Западной Европы, где процентные ставки Национальных Банков варьируются в пределах от 2 до 5% годовых для коммерческих банков. И для населения от 3% годовых (недвижимость для молодых семей) и до 10-15% - автомобильный рынок и предметы бытового назначения.   

 

Центральный Банк

 

*Совет Национального Банка. Создание условий Национальным банком для комбанков на поддержку кредитования бизнес-проектов локального развития экономики через диверсификацию процентных ставок.

 

*Внимание монетарному фактору не является приоритетным ввиду зависимости денежных агрегатов от товарной массы. В данном случае, товарная масса, а точнее её денежный эквивалент, напрямую зависит от инструмента - процентной ставки, который определяет в дальнейшем удельный рост денежной массы как эквивалента стоимости товарной массы.

Краткое заключение к вопросам национальной экономики и ее развития

  • С начала года по-прежнему не была сформирована и отсутствует программа
    развития регионов с целевым финансированием из бюджета.
  • Не была проведена структурная реформа налоговой политики (введение диверсифицированного по отраслям и видам деятельности налога   с   оборота),   включающей   оптимизацию существующего законодательства и в частности законов способствующих развитию малого и среднего бизнеса на начальном этапе.
  • Не было уделено достаточного внимания снижению кредитных ставок, а так
    же   минимизации   влияния   ФПГ как фактора монополии   на   экономику   (компетенция   АМКУ). Все стратегические рынки монополизированы, соответственно не подчинены рыночным законам и не удовлетворяют потребности населения в доступности жизненно-важных ресурсов.
  • Процентные ставки для национальной экономики от 12 до 30% (интегральная ставка кредитов в национальной и иностранной валюте равна приблизительно 12,5%) годовых, будут обеспечивать ежегодный пропорциональный прирост инфляции и соответственно обесценение доходов, а так же обеспечивать приток иностранного капитала преимущественно в финансовый, а не локальный производственный сектор.
  • Отсутствие    решений    в    отношении    энерго-зависимости    национальной экономики. Недостаточно инвестиций в программу «Энергетической независимости» при существующих валютных резервах.
  • В бюджете по-прежнему не предусмотрены статьи достаточного социального обеспечения, а так же поддержки программ развития технологий в приоритетных отраслях хозяйствования.
  • Удорожание энергоносителей пропорционально отразится на себестоимости производимой продукции во всех секторах промышленности в процентном отношении удорожания энергоносителей.

 

Ценовая динамика

 Выборочные индикативные цены на продукты питания

 

Относительно невысокий рост, а на некоторые товары - снижение цен на мясомолочную продукцию и мясо обусловлен запретом импорта данной продукции со стороны России как одного из основных потребителей данной продукции.

Мука, производства «Днiпромлин»  - упаковка 2кг. на начало года стоимость составляла 3.10грн. На конец года 3.60 грн. Рост составил 14%. Яйца куриные 10(шт) на январь 2006 года цена была зафиксирована 3,65 грн., январь 2007 цена 4,00 грн. – рост 9%.

Конъюнктура рынка нефти обусловила резкие скачки стоимости бензина. Так, в середине 2006 года стоимость А95 доходила до 4,65 грн. за литр. Тогда как в декабре цена была снижена до 3,75. Бензин А-76 на начало года цена была на отметке 3,20 грн/л, на январь 2007 года 3,60грн./л. – рост 11%. А95 – январь 2006г - 3,70грн./л, январь 2007 года – 3,75, рост – 1%. ДТ – январь 2006 - 3,60грн./л, январь 2007 – 3,75грн./л, рост – 4%.  Динамика цен так же обусловлена политическими факторами и зависимости рыночного ценообразования от влияния ФПГ как монополиста на соответствующих сегментах рынка. Цены на бензины в сравнении с ценами в странах Западной Европы относительно не высокие. Так, в Латвии и Литве цена в среднем составляет 1 евро за литр, в Чехии, Германии – 1,1 Евро за литр, что в пересчете на гривны составляет 6,45грн./л.

Индикация цен производителей промышленной продукции

Індекси цін виробників промислової продукції у 2006 році. Укрстат.

 

(до відповідного періоду попереднього року;  відсотків)

 

Промисловість

Добувна промисловість

Обробна промисловість

Виробництво та розподілення електроенергії, газу та води

Січень

110,7

123,1

107,5

122,5

Січень-лютий

109,4

118,1

106,4

123,3

Січень-березень

108,4

114,9

105,6

123,0

Січень-квітень

107,6

111,5

105,2

122,6

Січень-травень

107,0

108,1

105,0

122,1

Січень-червень

106,9

106,4

105,2

120,9

Січень-липень

107,3

106,9

105,8

119,1

Січень-серпень

107,7

107,6

106,3

118,7

Січень-вересень

108,1

108,1

106,5

118,8

Січень-жовтень

108,6

109,3

106,9

119,4

Січень-листопад

109,1

110,3

107,3

119,7

Січень-грудень

109,6

111,2

107,7

120,0

 

Рост цен обусловлен, прежде всего, увеличением стоимости энергоносителей как составляющей себестоимости, а так же процентной ставки НБУ и коммерческих банков.

Общие проблемы экологии

К сожалению, необходимо констатировать, что нынешняя рыночная экономика не предполагает внимания к вопросам отходов промышленности, будь то металлургической или химической. Не говоря о миллионах тонн бытовых отходов, которые вывозятся на пригородные свалки и там сжигаются.

Проблемы выбросов промышленности не решаются. Уж так повелось, что в обществе господствует культ потребителя, без какой либо ответственности, равно как государство существует по принципу «продать или купить» с целью заработать любыми средствами, не учитывая при этом многофакторность экономического существования.

Экономика государства, необходимо признать, питается ресурсами в первую очередь - трудовыми, во вторую - сырьевыми. Не будь шахтеров, селян, металлургов у печи – вряд ли бы государство существовало. И внимание к рабочей силе как к основному элементу в экономической модели государства необходимо уделять в первую очередь. Ежегодно в воздух и воду предприятиями сбрасывается сотни тысяч тонн отходов, которые, увы, экосистемой и человеческим организмом перерабатываться не могут. Сегодня не уделяется внимания окружающей среде и пренебрегается статистика заболеваний и рождаемости, завтра экономика просто останется без рабочей силы.

 Перелік основних забруднювачів атмосферного повітря.

 

N з/п

Підприємство – забруднювач

Відомча  приналежність

Валовий викид, тонн

2003р/ 2002р.

Зменш. /-

Збільш. /+

1.     

Придніпровська ТЕС

Мiнпаливенерго України

79766,216

75211,8

4554,416

2.     

Криворізька ТЕС

Мiнпаливенерго України

76032,147

107831,3

-31799,153

3.     

ВАТ "Дніпровський  меткомбiнат  iм.Дзержинського"

Мінпромполiтики України

118627,546

115617,0

3010,546

4.     

ВАТ "Нікопольський  завод  феросплавів"

Мінпромполiтики України

17157,631

22032,0

-4874,369

5.     

КДГМК "Криворiжсталь"

Мінпромполiтики України

137657,246

136976,1

681,146

6.     

ВАТ "Південний ГЗК"

Мінпромполiтики України

102025,674

139480,2

-37454,526

7.     

ВАТ "Північний ГЗК"

Мінпромполiтики України

13957,546

12623,4

1334,146

8.     

Гірничо-збагачувальний  комплекс КДГМК "Криворiжсталь"

Мінпромполiтики України

150111,174

155391,9

-5280,726

9.     

Коксохімічне виробництво КДГМК "Криворіжсталь"

Мінпромполiтики України

7467,868

7602,1

-134,232

10.   

ВАТ "Центральний ГЗК"

Мінпромполiтики України

4202,756

4380,3

-177,544

11.   

ВАТ "Днiпрококс"

Мінпромполiтики України

2016,070

2057,5

-41,430

12.   

ВАТ "Дніпропетровський метзавод iм.Петровського"

Мінпромполiтики України

10775,184

11062,8

-287,616

13.   

ВАТ "Нижньоднiпровський  трубопрокатний  завод"

Мінпромполiтики України

6475,665

6088,6

387,065

14.   

ВАТ "Баглiйкокс"

Мінпромполiтики України

1685,763

1718,8

-33,037

15.   

ВАТ "Днiпродзержинський коксохімічний завод"

Мінпромполiтики України

3764,866

6127,2

-2362,334

16.   

ВАТ "Орджонiкiдзевський ГЗК"

Мінпромполiтики України

3837,002

9561,7

-5724,698

 

Всего:

 

735560,4

813762,7

 

 

Демографічні показники

по Дніпропетровській області у 2001 - 2003 рр.

 

Показник

Рік

% змін

2001

2002

2003

Народжуваність (на 1 тис. населення)

7,1

7,7

8,3

+16,9%

Смертність (на 1 тис. населення)

15,7

16,2

16,6

+5,7%

Природний рух населення (на 1 тис. населення)

-8,6

-8,5

-8,3

-3,5%

Смертність немовлят (на 1 тис. народж. живими)

12,6

11,8

10,2

-19,0%

Смертність населення працездатного віку на 100 тис. населення відпов. віку)

655,1

675,9

691,6

+5,6%

 Рівень захворюваності населення, на 10 тис.

Категорія населення

Рік

2001

2002

2003

Дорослі

6262,4

6411,5

6692,5

Підлітки

10145,8

10047,4

10234,7

Діти

12710,7

12462,5

12615,8

Поширеність хвороб, на 10 тис.

Класи хвороб

Рік

2001

2002

2003

Система кровообігу

3949,7

4491,3

4853,0

Органи дихання

3813,5

3722,8

3901,4

Новоутворення

338,0

353,0

367,7

Ендокринна система, розлад живлення, порушення обміну речовин

550,9

579,1

610,9

Кров і кровотворні органи

117,0

126,9

140,3

Бюджет и идеи развития государства должны учитывать важность данных проблем. При этом ответственность должна быть возложена не на должности. Ответственность за будущее возлагается на каждого присутствующего в настоящем.   

 В начало   

 



Hosted by uCoz